|
|
N°151, 24 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Посвящение для непосвященных
«Джаз в саду «Эрмитаж» -- на природе и в прямом эфире
В выходные в Москве прошли два джазовых фестиваля под титулом «Джаз в саду «Эрмитаж». Первый -- традиционный парковый фест с демократичным содержанием, расслабленной публикой, умеренным количеством пива, российскими и зарубежными звездами и возможностью за небольшую плату (350 руб.) наслаждаться современным джазовым мейнстримом из трех положений (сидя на стульях, на травке и на диванах, вынесенных прямо к сцене из нескольких ресторанов). Второй, проходивший в Доме звукозаписи с подзаголовком «Фестиваль в прямом эфире», можно счесть новым. Это проект радиостанции «Культура», которая открывает таким образом серии живых эфирных концертных программ. Собственного содержания у второго фестиваля не было. Два дня здесь играли по два состава, не задействованные этим вечером на охраняемой джазовой лужайке в Каретном ряду: два квартета с одним и тем же саксофонистом (Сергей Головня, как заметили внимательные слушатели, преобразился, поменяв аккуратный, немного прямолинейный состав Евгения Рябого на изобретательное пространство Якова Окуня), саксофонистка-вундеркиндша Анна Королева, предложившая сдержанную, хорошо обработанную версию «контемпорари-музыки» с ветвистыми корнями в середине шестидесятых, и израильский гитарист Йотам Зильберштейн с басистом Аркадием Овруцким и своим вариантом «cool-джаза», ориентированным на Пэта Мэтини, только в полуакустическом ракурсе. Между тем у второго феста был собственный формат, резко отличный от садового. И многим эта лаконичная разверстка в сравнении с парковым опытом показалась более убедительной -- хотя она и не годится для консолидации гуляющих масс, но сформулирована более точно и выдержана последовательно.
«Эрмитажный» же фест по традиции оказался ровно посередине между демонстрацией изящных искусств просвещенной публике и захватывающим садово-парковым развлечением для всех. Для достижения первой цели ни самому искусству, ни способу его подачи не хватало амбициозности. Для достижения второй -- мероприятию недоставало большого количества удалых биг-бендов, диксилендов, шума, грома, карнавала и прочих атрибутов праздника. А симпатичный бодрый фейерверк, наложившийся на последние фразы сдержанно меланхоличного выступления хедлайнера фестиваля трубача Эдди Хендерсона с изысканным квартетом молодого лидера русского современного джаза Якова Окуня, выглядел скорее поспешностью, нежели кульминацией.
Оригинальный фестиваль в саду и его эфирная версия были посвящены 100-летию легендарного Каунта Бейси, что как будто увеличивало весомость происшествия. Некоторые участники «эрмитажного» феста, как, например, оркестр Олега Лундстрема, нынче работающий под управлением Георгия Гараняна, не забыли делать ссылки на старое джазовое искусство, а умилительный ростовский детский биг-бенд хоть и не играл вечнозеленой архаики, но выдерживал старинный дух. Однако по уверениям знатоков, Каунт Бейси теперь не является релевантной фигурой для просвещенного джаза. «Его искусство, как школа фортепианной игры, растворено в джазовом профессионализме», -- объяснил ведущий эфирных концертов и знаток джазовой музыки Дмитрий Ухов.
Точно так же и само посвящение неактуальному кумиру казалось растворенным в череде фестивальной музыки -- хорошо опирающейся на джазовые стандарты (испытанные, вечные темы) и на мировой стандарт, крепкой и профессиональной, не заходящей слишком далеко на территории острой актуальности, чуть более или чуть менее изобретательной и как будто бы всегда чему-то посвященной.
Юлия БЕДЕРОВА