Время новостей
     N°150, 23 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2004
«Украинец» на службе НАТО попал в плен
В Бельгии арестован «Руслан» "Авиалиний Антонова"
Тяжелый транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан", зафрахтованный на Украине для перевозки военного груза НАТО из Бельгии в Афганистан, не долетел до места назначения. Беда подстерегла его прямо в брюссельском аэропорту Мельсбрук. Там 18 июля «Руслан» украинской авиакомпании "Авиалинии Антонова" был арестован по иску кипрской компании TMR Energy Limited к правительству Украины. Почти до конца прошлой недели экипаж (около 20 человек) отказывался покидать самолет, надеясь, что недоразумение разрешится со дня на день. Но в минувшую пятницу летчики сдали ключи от машины представителям аэропорта.

Это уже второй подобный случай с «Русланами» «Авиалиний Антонова». Такой же самолет этой компании по тому же самому поводу с апреля прошлого года стоит под арестом в Канаде. Бельгийский инцидент бьет по бизнесу «Антонова» сразу с нескольких сторон. Во-первых, парк Ан-124-100 -- самолетов, предназначенных для сверхтяжелых и негабаритных грузов, -- очень ограничен, поэтому вывод из оборота каждого «Руслана» означает невосполнимую потерю для его владельца. Во-вторых, «Авиалинии Антонова» в ближайшее время собираются участвовать в тендере на долговременный контракт с НАТО. Юридические недоразумения не увеличивают шансы украинских авиаторов выиграть этот тендер.

К хозяйственному спору, который стал первопричиной арестов самолетов, «Авиалинии Антонова» не имеют никакого отношения. В 1993 году TMR Energy (кипрский офшор с канадским капиталом) имела совместные проекты с Лисичанским нефтеперерабатывающим заводом, впоследствии приватизированным (сегодня это ОАО "ЛиНОС", расположенное в Лисичанске Луганской области, принадлежащее ТНК-ВР). По итогам реализации этих проектов иностранные партнеры подали в Стокгольмский арбитраж иск к Фонду государственного имущества (ФГИ) Украины. В мае 2002 года арбитраж удовлетворил иск, признав за ФГИ долг в 42,3 млн долл., и таким образом дал TMR Energy возможность требовать арестов украинского имущества за рубежом. Подобно компании Noga, которая в 2001 году в сходных юридических обстоятельствах охотилась за российскими самолетами, TMR решила сконцентрировать свое внимание на воздушных судах.

В апреле по ее требованию на канадской авиабазе в провинции Ньюфаундленд был задержан первый украинский «Руслан». Юридическая битва вокруг этого самолета продолжается по сей день. Канадские судебные власти уже приняли решение продать крылатую машину, чтобы удовлетворить требования TMR. Но «Авиалиниям Антонова» и владельцу этой авиакомпании -- АНТК им. Антонова -- пока удается оспаривать это решение в апелляционной инстанции.

Повторение канадского сценария в Бельгии -- очень плохая новость для украинских авиаторов. Исполнительный директор "Авиалиний Антонова" Константин Лушаков заявил Интерфаксу-Украина, что "в компании ожидают скорейшего освобождения самолета". Тем не менее на прошлой неделе, несмотря на усилия украинского посольства в Бельгии, этого так и не произошло. Рассмотрение дела в местном суде назначено на завтра. Первые три дня ареста пилоты и технический персонал «Антонова» ночевали в самолете, но затем они передали свою машину под охрану аэропортовых властей.

Решение Стокгольмского арбитража по делу TMR Energy признано в семи западных странах. Если дело так пойдет и дальше, то «Авиалинии Антонова» рискуют вообще остаться без «Русланов». Их за киевской авиакомпанией числится восемь штук (т.е. в строю сейчас осталось шесть). В остальном мире этих уникальных машин (вернее, именно гражданской модификации «Руслана» Ан-124-100) тоже не очень много: десять у российской авиакомпании «Волга--Днепр» и четыре у другой российской фирмы -- «Полет». Три эти компании фактически контролируют мировой рынок негабаритных авиаперевозок. Потеря каждого «Руслана» автоматически сокращает присутствие его владельца на этом рынке.

А «Авиалинии Антонова» в ближайшее время рассчитывали упрочить свое положение на рынке за счет долговременного контракта с НАТО. Европейские страны Североатлантического альянса не имеют собственной тяжелой транспортной авиации. Самолет такого класса А-400М для нужд союзников только разрабатывается концерном Airbus. До тех пор пока этот самолет не будет принят на вооружение, т.е. на период 2005--2012 годов, НАТО решило пользоваться иностранными тяжелыми транспортными самолетами. Тендер на предоставление этих услуг официально будет объявлен в октябре этого года, а победитель будет определен в декабре.

До последнего времени мало кто сомневался, что по геополитическим соображениям этим победителем окажется Украина в лице «Авиалиний Антонова». Уже проделана большая подготовительная работа к этой победе. В июне 2003 года в Брюсселе 12 стран НАТО (Канада, Франция, Германия, Дания, Греция, Венгрия, Норвегия, Люксембург, Чехия, Польша, Португалия, Турция) подписали протокол, оговаривающий использование украинских Ан-124-100 в интересах Альянса. В июле этого года авиакомпания "Волга-Днепр" заключила с «Авиалиниями Антонова» соглашение о совместном участии в тендере НАТО. Систематические аресты самолетов в зарубежных аэропортах если и не закрывают украинскому авиаперевозчику дорогу к сотрудничеству с НАТО, то серьезно ослабляют его позиции на переговорах о коммерческих условиях этого сотрудничества.

Михаил КУКУШКИН