|
|
N°150, 23 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главный диспетчер
Президент России проводит курортные встречи с коллегами по СНГ в режиме нон-стоп
В минувшую пятницу к Владимиру Путину в Сочи вслед за Леонидом Кучмой прибыл новый гость из ближнего зарубежья -- президент Армении Роберт Кочарян. Встреча в резиденции президента России «Бочаров Ручей» прошла успешно.
Подтверждением тому было хорошее настроение Владимира Путина, который неожиданно для журналистов после пресс-конференции появился в баре пресс-центра, выпив вместе с пишущей и фотографирующей братией бокал пива. Президент сразу предупредил, что здесь не стоит задавать ему серьезные вопросы, поэтому вопросы в баре были, кстати, как и пиво, легкими: смотрите ли вы трансляции с Олимпийских игр? за какую команду болеете? какие виды спорта предпочитаете?
Владимир Путин сказал, что Олимпиаду, когда есть возможность, смотрит, что болеет, естественно, за сборную России и что ему больше нравится наблюдать за игровыми видами спорта и единоборствами. Был вопрос и о футбольных пристрастиях президента, на который Путин ответил не задумываясь: питерский «Зенит» и грозненский «Терек». Причем поболеть за «Терек», завоевавший Кубок России и удачно стартовавший в Кубке УЕФА, президент посоветовал всем. И вот тут последовал вопрос «потяжелее»: а когда «Терек» сможет принимать соперников на своем поле в Грозном? Путин ответил, что это зависит исключительно от самой республики и самих чеченцев.
Что же касается встречи Путина с Кочаряном, она началась с констатации неприятного факта: товарооборот между Россией и Арменией сокращается. По мнению президента России, все дело в низкой степени диверсификации экономических отношений. «Стоило одному предприятию закрыться на переоборудование, снизились поставки по одному из видов товаров, и сразу общий товарооборот резко сократился», -- сказал Владимир Путин. Речь, как выяснилось, шла о комбинате «Армянский алюминий» («Арменал»). Большая часть акций этого предприятия принадлежит российскому РУСАЛу, и именно он выделил 36 млн долл. на реконструкцию, которая продлится еще около года. Г-н Кочарян на замечание о снижении товарооборота ответил, что после реконструкции объем производства на «Арменале» удвоится и что в целом в двухсторонних отношениях «все идет по нарастающей».
Дальше встреча президентов России и Армении проходила, как позже заметил Роберт Кочарян, в режиме «диспетчерской». Владимир Путин в процессе обсуждения тут же связывался с российскими министрами. К переговорам таким образом были подключены и премьер Фрадков, и министр финансов Кудрин, и министр обороны Иванов, и министр транспорт Левитин. В результате за два часа удалось и уладить проблемы сотрудничества на алмазном рынке, и решить «алюминиевую» проблему. Попутно был решен и вопрос о российском сопредседателе российско-армянской межправительственной комиссии, который «потерялся» в ходе административной реформы. Сначала этот пост занимал Илья Клебанов, потом -- Борис Алешин, а в последнее время -- никто. Теперь его займет министр транспорта Игорь Левитин -- видимо потому, что именно транспортное сообщение между Россией и Арменией самое узкое место в двухсторонних связях (железнодорожный путь из-за грузино-абхазского конфликта уже давно заблокирован). На итоговой пресс-конференции Владимир Путин назвал причину остановки «Арменала» на реконструкцию -- отсутствие нормального транспортного сообщения между Россией и Арменией. Предприятие производит фольгу, и производство было рассчитано на обмен полуфабрикатами, которые после доработки в России снова возвращались в Армению. Перевозки осуществлялись морем через порты Украины и Грузии, что было крайне неудобно и увеличивало себестоимость продукции. Теперь вся технологическая цепочка выстраивается непосредственно на «Арменале».
По словам Владимира Путина, решены также проблемы, связанные с долговыми обязательствами, за счет приобретения российскими участниками контрольных пакетов акций ряда армянских предприятий (например, Внешторгбанк приобрел армянский Сбербанк). А Роберт Кочарян сообщил, что в Армении работает уже около 600 предприятий с участием российского капитала.
На встрече обсуждалось и взаимодействие в военной сфере. Речь шла о соглашении о сотрудничестве в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которое вскоре будет внесено в Госдуму. В соответствии с документом все поставки вооружений странам -- участницам ОДКБ будут производиться по внутренним российским ценам. «Теперь мне есть что доложить своим министрам», -- порадовался г-н Кочарян.
В Сочи не обошли также вниманием карабахскую проблему. "Никаких прорывов здесь, конечно, не состоялось сегодня, но мне кажется, что важно зафиксировать само стремление обеих сторон искать выход», -- заметил российский президент. И добавил, что, по его мнению, такой настрой у президентов Армении и Азербайджана есть. А Россия может играть роль посредника и гаранта. Если договаривающиеся стороны того захотят. Кочарян же, сравнивая конфликт в Карабахе и Южной Осетии, сказал, что в Карабахе иная ситуация. Там есть четкая линия соприкосновения, есть вооруженные силы сторон, а значит, не может быть неподконтрольных формирований, неподконтрольных действий. Поэтому нарушение режима прекращения огня в этом случае означает официальное решение одной из сторон снова начать войну.
На этом серия встреч президента России со своими коллегами по СНГ не заканчивается. Сегодня в «Бочаров Ручей» должен приехать президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Игорь ГЛАНИН, Сочи