|
|
N°150, 23 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чеченский спецназ рвется в Цхинвали
В качестве миротворцев
Решение Тбилиси вывести грузинские войска из зоны конфликта в Южной Осетии резко снизило напряженность в регионе. Этот шаг грузинского руководства одобрили не только в Цхинвали и Москве, но также и в западных столицах. Однако в отличие от южноосетинских лидеров и официальных российских представителей в Вашингтоне, к примеру, ясно дали понять, как видят дальнейшее развитие событий. «Позитивным импульсом, вызванным отводом войск, необходимо воспользоваться для политического урегулирования, которое сохранит автономию Южной Осетии в составе Грузии», -- заявил 21 августа официальный представитель госдепа США Адам Эрели.
В Москве же, несмотря на сохраняющееся неизменным признание территориальной целостности Грузии, конечную цель мирного процесса так решительно не формулируют. Об этом свидетельствует новое заявление президента России Владимира Путина, сделанное им 20 августа в продолжение его заочной полемики с грузинским руководством. Он снова повторил свои оценки причин южноосетинского конфликта. За пару дней до этого он назвал «дурацкими» решения покойного экс-президента Грузии Звиада Гамсахурдиа об отмене автономного статуса Южной Осетии в составе Грузии, принятые в начале 90-х годов. «Ничего неожиданного я не сказал», -- подчеркнул Путин, заметив, что и президент Грузии Михаил Саакашвили в беседах с ним называл решения Гамсахурдиа «ошибочными».
Как скажутся эти высказывания российского президента на ходе возобновляемых мирных переговоров между Тбилиси и Цхинвали, пока сказать трудно. Очевидно, однако, что обещанное Михаилом Саакашвили «политическое наступление» с активным привлечением авторитетных международных организаций вполне может изменить формат переговоров. Руководство ОБСЕ, Евросоюза, Совета Европы уже изъявило готовность оказать содействие и быть посредниками в диалоге конфликтующих сторон. Однако это возможно при согласии обеих «кавказских» сторон, а также России, официально являющейся главным миротворцем в конфликте.
Из России же на днях поступило и вовсе неожиданное предложение о миротворческой помощи. Сделал его, правда только через грузинскую прессу, вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров. Он предложил направить в Южную Осетию свой спецназ в количестве 5 тыс. бойцов. Столь экзотическая идея, весьма смахивающая на предвыборный пиар накануне президентских выборов в Чечне, встретила сдержанную реакцию даже в Цхинвали. «Официально никто с таким предложением не выступал, поэтому южноосетинское руководство никак не реагирует на эту инициативу», -- заявила руководитель комитета информации и печати непризнанной республики Ирина Гаглоева.
В Тбилиси также серьезно не стали комментировать предложение авторитетного чеченца, пригласившего, кроме того, в свою республику президента Грузии «посмотреть, что такое война». Только депутат грузинского парламента Коба Давиташвили сделал «симметричное» предложение: вступить в переговоры с «законно избранным президентом Чечни Асланом Масхадовым о направлении в Чечню грузинских миротворческих сил».
Аркадий ДУБНОВ