Время новостей
     N°150, 23 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2004
Новички со стажем
Негосударственные пенсионные фонды присоединяются к реформе
С этого года будущие пенсионеры могут выбирать не только управляющую компанию, как в прошлом году, но и негосударственный пенсионный фонд. Альтернативу государственному ПФР уже сейчас могут составить 62 НПФ, получивших право работать в области обязательного пенсионного страхования. Если дело пойдет, к ним могут присоединиться еще 225 российских фондов, этого права пока не получившие. Несмотря на длительный стаж работы, для НПФ, занимавшихся добровольными видами страхования, участие в обязательном страхованием является новинкой.

Негосударственные фонды, появившиеся в России в 1992 году, развивались до этого, как правило, в рамках крупных корпораций, заинтересованных в обеспечении своих работников дополнительными пенсиями и осуществлении контроля над долговременными вложениями. Корпоративный ресурс развития НПФ уже в определенной степени исчерпан. Проводимая пенсионная реформа дает им шанс расширить свое присутствие на открытом рынке пенсионного страхования.

Конечно, негосударственные пенсионные фонды и раньше не пренебрегали возможностями открытого рынка. По словам первого заместителя гендиректора НПФ «Социум» (осуществлял солидарное страхование работников Красноярской ГЭС) Алексея Мартынюка, договоры с пенсионным фондом в Дивногорске, где находится электростанция, подписали не только около тысячи работников ГЭС, но и около 11 тыс. работников других предприятий. Правда, и в этом случае мы имеем дело с корпоративным ресурсом, поскольку деятельность НПФ «Социум» развивалась все же вокруг одного крупного предприятия, входящего, как и фонд, в сферу деятельности холдинга «Базовый элемент». Между тем, по словам президента НПФ «Стальфонд» Андрея Никитченко, те из менеджеров отрасли, кто думает о развитии, понимают, что хотя корпоративный потенциал не исчерпан, следует обратиться к открытому рынку и искать клиентуру вне группы.

Такая клиентура -- это работники мелких и средних предприятий и частные лица. Что касается первых, то их солидарное страхование затруднено, по словам г-на Мартынюка, позицией нового поколения финансовых менеджеров, пришедших к управлению предприятиями. Для них важен сиюминутный финансовый результат, а не долговременная перспектива, что отличает новую генерацию управленцев от старых директоров, которые с большей охотой прибегали к пенсионному страхованию, учитывая интересы трудового коллектива. Теперь же это рассматривается как лишний расход. Частным же лицам пенсионные новации, предусматривающие возможность выбора ими НПФ, могут дать возможность расширения своего присутствия на открытом рынке в конкуренции с Пенсионным фондом России.

Правда, конкурентные возможности ПФР и НПФ, хотя правительство время от времени и обещает уравнять их положение, пока остаются разными. Наиболее существенное препятствие для НПФ в соревновании с ПФР -- система налогообложения. Пенсионные накопления, передаваемые в НПФ, и доходы, полученные фондами в результате их инвестирования, подлежат налогообложению, и их размер автоматически уменьшается на 24%.

По мнению г-на Никитченко, когда речь шла о добровольном пенсионном страховании и клиент принимал решение о сотрудничестве с НПФ самостоятельно, учитывая все особенности налогообложения, такое положение вещей было более или менее нормальным. Однако когда такая ситуация сохраняется для НПФ, работающего в обязательном страховании, то она становится несуразной: при переводе средств из ПФР в НПФ эти деньги становятся объектом налогообложения, хотя изначально их источником тоже был налог, единый социальный. Это ставит негосударственные фонды в неравное положение с государственным.

В отсутствие же внятной разъяснительной кампании со стороны государства относительно особенностей пенсионной реформы гражданин, переводящий средства из ПФР в НПФ, может и не знать о налоговых «ловушках». Забрать же свои деньги обратно он сможет только через год. Впрочем, Андрей Никитченко уверен, что подобное положение вещей будет исправлено уже до конца года. Пока же НПФ «Стальфонд» рекомендует своим клиентам в этом году воздержаться от каких-либо переводов.

Еще одним препятствием для деятельности НПФ на открытом рынке является слабая информированность населения об их деятельности и о пенсионной реформе вообще, а также низкая степень его доверия финансовым институтам, усугубившаяся после недавнего «кризиса доверия» в банковской сфере. Между тем, по словам Алексея Мартынюка, активы многих фондов превышают аналогичные показатели кредитных организаций, а активы крупнейших из них -- «Газфонда» или «ЛУКОЙЛ-Гаранта» -- вполне сопоставимы с активами банков, начиная с 500-го по этому показателю. Однако на разъяснительную кампанию, по словам г-на Мартынюка, нужны значительные средства, что под силу только государству. НПФ, являющиеся по своему статусу некоммерческими организациями, не располагают достаточными ресурсами для таких кампаний, если только не прибегают к финансовым возможностям «материнских» структур.

При нынешнем положении вещей негосударственные фонды могут воздействовать на население, по мнению г-на Никитченко, только примерами положительной практики. Это не так уж плохо, поскольку разъяснительная кампания, по его словам, вовсе не является приоритетом: «Население уже научилось оценивать с дисконтом то, что ему говорится по телевизору, и скепсис простого человека можно преодолеть только тогда, когда он сам почувствует непосредственный результат».

Корректировка пенсионной реформы, произведенная правительством весной этого года, в частности исключение из накопительной системы граждан среднего возраста, прямо не повлияла на перспективы развития отрасли НПФ. Негосударственным фондам предоставлено право работы со страховой пенсией, а не с накопительной ее частью. Конечно, по признанию менеджеров этих фондов, непостоянство правительства, неопределенность со сроками проведения тех или иных мероприятий и неприятности у коллег из управляющих компаний создают негативный фон для принятия решения об участии в проводимых пенсионных преобразованиях. Пенсионные фонды пока ожидают разрешения налоговых коллизий, с которыми правительство обещало разобраться уже давно. От того, успеет ли оно провести необходимые изменения в законодательство, зависит во многом отношение НПФ к реформе.

Во всяком случае негосударственным пенсионным фондам разочарование по образцу разочарования управляющих компаний вряд ли угрожает. Опыт последних уже показал, что от авторов реформы следует ожидать изменения ранее одобренных концепций и поэтому не стоит основывать свои бизнес-планы на этих концепциях. Пенсионные фонды в отличие от управляющих компаний не множились в числе накануне объявления правительством конкурса на право доступа к пенсионным накоплениям. Большинство из них уже имеет значительную историю и найдет свой путь на открытый пенсионный рынок.

Игорь ПОЛИЩУК