|
|
N°150, 23 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Много денег не бывает
Сегодня правительство утвердит проект бюджета-2005
После острейшей дискуссии на заседании правительства за "продвинутый" бюджет-2005, который соответствовал бы задаче удвоить ВВП к 2012 году, министры экономического блока Герман Греф и Алексей Кудрин в субботу отправились в Сочи на доклад к президенту. Имея в виду, что предлагаемый ими проект бюджета в будущем году не обеспечивает экономический рост в 7,5%, необходимый для этого самого удвоения.
Впрочем, Владимир Путин на сочинской встрече в субботу с министрами ни разу не обмолвился про недостаточный экономический рост. Глава государства гораздо больше интересовался зарплатами бюджетников, которые планируется увеличить с 1 января на 20%. И даже похвалил главного финансиста страны г-на Кудрина за риторические успехи: «Голос поставлен, хоть в армию направляй». На что г-н Кудрин не сдержался и поведал президенту, что у премьера уже есть такая идея -- менять министров местами.
Пошутив, министры отчитались перед главой государства о структуре бюджета-2005. Сегодня бюджет утвердят на внеочередном заседании правительства, а 26 августа главный финансовый документ должен быть внесен в Думу.
Предполагается, что доходы федерального бюджета в 2005 году составят 17,8% ВВП, или 3326,08 млрд руб., расходы -- 16,3% ВВП, или 3047,97 млрд, профицит -- 1,5% ВВП, или 278,11 млрд, налоговые доходы -- 11,9% ВВП,. или 2232,65 млрд, неналоговые -- 5,8% ВВП, или 1093,43 млрд, процентные расходы (на обслуживание долга) -- 1,4% ВВП, или 254,15 млрд, непроцентные -- 14% ВВП,. или 2793, 82 млрд рублей.
Прогноз инфляции -- 7,5--8,5% годовых. Проект бюджета-2005 рассчитан исходя из цены на нефть 28 долл. за баррель и предусматривает среднегодовой валютный курс 30 руб. 20 коп. за доллар. Прогноз экономического роста остался прежним, несмотря на все старания премьера его повысить, -- 6,3%.
Бюджет-2005 гораздо более сложный и напряженный по сравнению с бюджетом-2004. Не случайно экономический рост в будущем году ожидается на 0,6% ниже, чем в нынешнем, -- то есть не 6,9, а 6,3%. Рост налоговых и неналоговых доходов в процентном отношении к ВВП также существенно меньше. Поступления в стабилизационный фонд тоже снизятся. В 2005 году они составят 387,8 млрд руб. против 468,4 млрд в 2004-м. Прогноз объема стабилизационного фонда на 1 января 2006 года -- 795,3 млрд рублей.
Президент велел министрам поторопиться с работой по разъяснению расходов федерального и региональных бюджетов в связи с грядущим разграничением полномочий. «Нужно вовремя это сделать, поскольку субъекты ведут работу по подготовке своих бюджетов и эти цифры им нужны»,-- пояснил он. Впрочем, еще в пятницу на заседании рабочей группы по подготовке бюджета г-н Кудрин рассказал, что за последние две недели он постатейно рассмотрел десять региональных бюджетов с участием губернаторов, и пообещал, что «ни один регион без внимания не останется».
Федеральному бюджету, несмотря на почти трехсотмиллиардный профицит, придется нелегко. Перераспределение полномочий между центром и регионами, снижение ставки единого социального налога и монетизация льгот станут для многих регионов непосильным бременем, и выручать их предстоит центру. Как рассказал президенту г-н Кудрин, для помощи регионам будет создан специальный фонд размером 30 млрд руб. Правда, доступ к нему получат только те, кто «вместе с федеральным уровнем захочет пойти по пути замены льгот денежными компенсациями», пояснил он. На обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов дадут побольше -- из федерального бюджета планируется выделить 189 млрд руб. Однако есть опасения, что этих денег может не хватить, и Минфину придется в экстренном порядке искать дополнительные суммы. Так, по оценке заместителя министра финансов Татьяны Голиковой, на компенсацию расходов регионов в связи с заменой льгот денежными компенсациями понадобится 58 млрд рублей.
До конца нет ясности и с тем, как будут тратиться средства стабилизационного фонда. По словам г-на Кудрина, рубеж в 500 млрд, после которого деньги из фонда можно пустить в дело, будет пройден еще в 2004 году. Все, что свыше 500 млрд, планируется потратить на выплаты по внешним долгам и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда. Хотя в президентском послании Федеральному Собранию содержался призыв воздержаться от трат из стабилизационного фонда.
Вера КУЗНЕЦОВА, Вера СИТНИНА