|
|
N°150, 23 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Электричество в обмен на воду
РАО «ЕЭС» желает построить электростанции в Киргизии
РАО «ЕЭС России» продолжает реализовывать свою стратегию по завоеванию энергетики соседних стран. Анатолий Чубайс посетил в конце прошлой недели Бишкек и подписал с правительством Киргизии меморандум «О совместных действиях по подготовке к реализации проекта по завершению строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2». РАО намерено участвовать в подготовке ТЭО проекта и затем, очевидно, рассчитывает получить долю в ГЭС. По словам г-на Чубайса, в достройку, по предварительным оценкам, нужно будет вложить около 2 млрд долл. Электроэнергия, которая будет вырабатываться на этих электростанциях, будет практически полностью экспортироваться в Китай и Казахстан. Правда, как говорят в РАО, договоренностей на этот счет пока никаких нет. А потому перспективы проекта весьма туманны.
Российский энергохолдинг год назад объявил о том, что планирует провести экспансию на рынки практически всех среднеазиатских стран СНГ, а также работать на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Польше, Болгарии и Словакии. За это время успеха РАО добилось пока лишь в Грузии (где контролирует треть энергорынка) и Армении (РАО принадлежат пять ГЭС, в управлении находятся Армянская АЭС и Разданская ТЭС). К Киргизии же энергохолдинг начал вплотную присматриваться весной этого года после заседания Электроэнергетического совета стран СНГ. Чуть позже вопрос о достройке Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2 Анатолий Чубайс обсудил с Аскаром Акаевым.
В минувший четверг гг. Чубайс и Акаев вновь провели переговоры, результатом которых стало подписание меморандума. В нем говорится, сообщает Интерфакс, что Киргизия обязуется до 1 ноября подготовить предложения по организационно-правовой форме реализации проекта. Стороны на паритетной основе выполнят разработку ТЭО. Кроме того, отмечается в меморандуме, возможно долевое участие других заинтересованных сторон в финансировании этого проекта. После выполнения основных условий этого соглашения российская сторона «при необходимости возьмет на себя организацию привлечения недостающих заемных средств для завершения строительства Камбаратинских ГЭС». Впрочем, г-н Чубайс не скрывает, что РАО готово участвовать в проекте, так как ему это выгодно.
Дело в том, говорит руководитель пресс-службы энергохолдинга Татьяна Миляева, что существующие электростанции Киргизии полностью обеспечивают потребности страны в энергии летом (зимой образуется небольшой дефицит), следовательно, избыточные мощности могут работать исключительно на экспорт. В первую очередь РАО рассчитывает на поставки в Китай, где экономика растет огромными темпами и ощущается дефицит энергии.
Тем не менее вопрос о поставках электроэнергии в Китай РАО еще даже не прорабатывало. Как заявил «Времени новостей» глава российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев, последний раз г-н Чубайс обсуждал вопрос экспорта электроэнергии в 1999 году, и тогда китайская сторона заявила, что на пять лет откладывает его решение. «Видимо, пять лет прошли, и теперь он намерен вновь вернуться к проблеме, однако пока никаких переговоров на этот счет РАО не вело», -- говорит г-н Санакоев.
В то же время нельзя утверждать, что через пять--семь лет, когда ГЭС в Киргизии будут построены, Китай будет нуждаться в импорте электроэнергии, говорит источник газеты в российских энергетических кругах. Сейчас строится крупнейшая в мире гидроэлектростанция «Три ущелья» мощностью 18,2 ГВт, которая должна полностью быть введена в 2009 году -- т.е. как раз через пять лет. Впрочем, она строится на реке Янцзы, которая протекает в противоположной от Киргизии стороне Китая, и не факт, что электросети страны окажутся в состоянии обеспечить перетоки и ликвидировать дефицит энергии на западе.
Как бы то ни было, а проект строительства ГЭС в Киргизии для РАО в любом случае будет иметь политический оттенок. Это подтвердил и г-н Чубайс: «Сегодня можно сказать, что выстроенный проект (достройки ГЭС. -- Ред.) жизнеспособен, эффективен, и значение его выходит за пределы самого проекта", -- цитирует Reuters главу российского энергохолдинга. Дело в том, что на переговорах, как утверждает источник «Времени новостей» в РАО, шла речь о водоснабжении соседних с Киргизией республик, прежде всего Узбекистана. Между Бишкеком и Ташкентом уже много десятилетий идет борьба за водные ресурсы (в Киргизии зарождаются реки, которые снабжают водой соседние страны), и в последние несколько лет она привела к тому, что Аскар Акаев подписал закон "О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Киргизской Республики". Теперь каждый кубометр воды на границе подлежит строгому учету, а Узбекистан и Казахстан должны выплачивать Киргизии упущенную выгоду от того, что ГЭС последней работают не на полную мощность из-за необходимости сбрасывать воду ради соседних стран. Кстати, именно в разгар этого конфликта в прошлом году Юрий Лужков сделал свое известное заявление о необходимости развернуть российские реки в Азию и зарабатывать на этом деньги.
РАО же, если будет достраивать Камбаратинские ГЭС, будет вынуждено решить водную проблему -- ведь после возведения плотины поток в Узбекистан еще сильнее сократится. Однако в Ташкенте до сих пор не высказывали публично недовольства строительством этих ГЭС -- вероятно, в свете партнерских хороших отношений между Владимиром Путиным и Исламом Каримовым. Впрочем, если планы г-на Чубайса сбудутся, то у РАО появится дополнительный козырь в переговорах об экспансии энергохолдинга в Узбекистан.
Николай ГОРЕЛОВ