|
|
N°150, 23 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В мягкости спрятана игла
Дэн Сяопин был революционером-прагматиком
Вчера в Китае торжественно отмечали столетие со дня рождения Дэн Сяопина. Соотечественники с огромным уважением называют его «архитектором китайских реформ» и «стратегом возрождения страны».
Дэн Сяопин был выдающимся организатором. В 1927 году, когда ему было всего 23 года, он уже руководил секретариатом ЦК КПК. Очень редко политический деятель, низвергнутый с вершин власти, объявленный врагом и дискредитированный, вновь призывается на эти вершины. Дэн Сяопин дважды падал с высоких постов генерального секретаря ЦК КПК и заместителя премьера Госсовета КНР, но всякий раз из-за политической необходимости возвращался во власть. В конце 70-х годов он стал лидером партии и страны. В начале 90-х годов он сам себя освободил от всех постов, но при этом получил главный пост -- неформального лидера нации.
В 1954 году КНР посетила советская делегация во главе с Никитой Хрущевым и Николаем Булганиным. Китайских партийных руководителей советским гостям представлял сам Мао Цзэдун. О Дэн Сяопине Мао сказал: «Вы не смотрите, что это человек небольшого роста. Внешне он кажется мягким, словно кусок ваты, но на самом деле в этой вате скрыта игла».
Мао Цзэдун вспомнил эти слова в декабре 1973 года, когда собрал членов политбюро ЦК КПК, чтобы объявить им о возвращении во власть опального Дэн Сяопина. «В делах он тверд и решителен, -- сказал Мао. -- В гибкости скрыта жесткость, в мягкости спрятана игла. Внешне Дэн Сяопин немного добродушный, но внутри него целая компания по производству стали». Тогда же Мао заметил, что деятельность Дэна «следует оценить как три и семь пальцев» -- то есть она была успешной на семь десятых и на три десятых ошибочной.
Обычно революционеров считают романтиками. Но Дэн Сяопин был прагматиком и определял ценность революционных идей их практической значимостью. Это проявилось, когда развернутая в 1958 году политика «трех красных знамен» -- социалистические преобразования, «большой скачок» и создание народных коммун -- потерпела поражение. Вытаскивать государственный корабль из ямы Мао Цзэдун поручил Лю Шаоци, Чжоу Эньлаю и Дэн Сяопину. Самым практически мыслящим из этой тройки оказался Дэн Сяопин.
Еще в 1962 году он бросил вызов застойным догмам. «Не важно, какого цвета кошка, черная или белая, важно, чтобы она ловила мышей. Не важно, социализм или капитализм, важно, чтобы экономика развивалась, народ жил хорошо», -- заявил Дэн Сяопин. Тогда эта идея казалась ревизионизмом или оппортунизмом. Теперь она стала основой философии китайских реформ.
В конце 70-х годов, после смерти Мао Цзэдуна и завершения «культурной революции», Дэн Сяопин отверг концепцию бедного уравнительного социализма, отодвинул на задний план классовую борьбу. Он доказал, что приоритетом деятельности правящей партии должно быть развитие экономики и улучшение жизни народа.
Дэн Сяопин призвал Китай к расширению сотрудничества с внешним миром и творческому использованию зарубежного опыта. Он убедил сподвижников проявлять сдержанность во внешних делах, не вмешиваться в дела других стран и не брать на себя обязательства, которые могут нанести ущерб интересам китайского народа. Эта взвешенная позиция сделала Китай одной из самых привлекательных стран для иностранных инвесторов. За 25 лет реформ Китай получил из-за рубежа и освоил свыше 650 млрд долларов.
Дэн Сяопин был активным сторонником нормализации отношений с Россией. В мае 1989 года в Пекине он изложил свои взгляды во время беседы с Михаилом Горбачевым, в том числе напомнил об обидах, нанесенных Китаю царской Россией и СССР. Причину ухудшения наших отношений в 60--70-е годы он видел в том, что стороны наговорили много лишних и пустых слов. Тогда Дэн мудро предложил «закрыть прошлое и открыть будущее». Нам стоит следовать этому совету и сегодня, поскольку копание в прошлом может нарушить сложившееся стратегическое партнерство между нашими странами.
Дэн Сяопин ушел из жизни в 1997 году. Он придал китайским реформам мощнейший импульс, призвав часть людей и часть территорий стать богатыми раньше других. Приморские провинции разбогатели первыми, и в Китае уже заметна неравномерность развития регионов. Возникла необходимость усилить социальную ориентированность реформ, позаботиться о сохранении окружающей среды, о сбережении ресурсов. Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая, прежде всего Ху Цзиньтао, стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэном политики реформ и открытости.
Михаил ТИТАРЕНКО, академик РАН, директор Института Дальнего Востока РАН, -- для «Времени новостей»