|
|
N°99, 07 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомная сказка
Госдума разрешила ввозить облученное ядерное топливо
Думские дебаты по поправкам в законодательство, разрешающим ввоз в Россию облученного ядерного топлива (ОЯТ), закончились поражением «Яблока» и СПС. Дума подавляющим большинством голосов приняла поправки в третьем чтении, и теперь дискуссия перенесена в Совет Федерации.
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский после голосования заявил, что «депутаты проголосовали за экологическую катастрофу, отложенную на 5--10 лет», и его партия «приложит все усилия, чтобы остановить ввоз отходов». Прежде всего, сказал г-н Явлинский, «Яблоко» намерено провести референдум по вопросу ввоза ОЯТ: «Недопустимо ввозить иностранные отходы, когда 100 млн россиян против этого, а за -- 300 человек, сидящих в зале Госдумы, и 200 чиновников». Спикер Госдумы Геннадий Селезнев возразил ему: «Нельзя так обманывать, опросов никто не проводил, а сказки, что Россия превратится в свалку, пусть останутся на совести тех, кто их рассказывает». Зампред ЛДПР Алексей Митрофанов добавил: «С какими избирателями вы встречались, куда ездили? Я вас, Григорий Алексеевич, только на Арбате в кафе и видел!» (Григорий Явлинский и министр по атомной энергии Александр Румянцев в воскресенье дискутировали в ресторане на Старом Арбате. -- Ред.)
Показательно, что по проблеме ОЯТ разделились и мнения ученых. «Яблочники» распространили заключение «Общественной экологической экспертизы», подписанное двенадцатью докторами наук, выводы которого сводятся к недопустимости ввоза ОЯТ. В то же время депутат от КПРФ Егор Лигачев назвал некоторых «ученых с мировым именем», которые поддержали инициативу атомщиков. Один из авторов поправок, депутат Роберт Нигматулин, объяснил такой раскол тем, что «против выступают те ученые, которые не имеют прямого отношения к ядерной отрасли» и не знают, какими именно технологиями обладает Россия.
Проигравшие «зеленые» сдаваться не намерены. «Депутаты проигнорировали мнение подавляющего большинства населения России, и мы надеемся, что избиратели учтут это на следующих выборах, -- прокомментировал ситуацию директор по кампаниям «Гринпис» России Иван Блоков. -- Сейчас мы надеемся, что Совет Федерации проголосует против этого пакета, грозящего превратить Россию в ядерную свалку. У нас есть письма от двадцати четырех региональных органов власти, которые высказались против ввоза ОЯТ в Россию».
Кроме того, экологи намерены продолжить борьбу с Минатомом в международных инстанциях. Недавно Верховный суд отклонил их жалобу на отказ Центризбиркома провести экологический референдум, один из вопросов которого касался ввоза ОЯТ. После того как будет пройдена надзорная инстанция Верховного суда, инициаторы плебисцита собираются подать жалобу в Страсбургский суд. «Прецеденты уже есть: Европейский суд по правам человека недавно принял жалобу, касающуюся отказа провести референдум о строительстве АЭС в Костромской области, -- заявил г-н Блоков. -- И вообще мы готовы пойти на крайние меры -- будем просто тормозить составы с этими отходами».
Представитель президента в Госдуме Александр Котенков считает, что «шумиха раздувается людьми, которые вообще в проблеме не разбираются». Именно поэтому он не смог спрогнозировать, как будет проходить обсуждение поправок в верхней палате парламента. Тем временем спикер сената Егор Строев заявил, что палата поддержит ввоз ОЯТ, «но не с первого захода», так как сначала «следует создать гарантии того, что не будет никакой беды от этого решения для последующих поколений россиян».
Атомщики утверждают, что затяжка с принятием решения означает снижение дохода, который Россия могла бы получить от ввоза ОЯТ. По словам замминистра Валентина Иванова, конкуренты -- французская фирма Cogema и британская BNFL -- «ведут себя сейчас очень активно, они предложили Венгрии и Болгарии забирать ОЯТ без предоплаты». Таким образом, говорит он, они получают возможность продавать в эти страны свежее топливо. Россия из-за этого «уже потеряла один блок в Болгарии, и велика вероятность потерять два блока в Венгрии. Это общие потери до 100 млн долларов в год».
Николай ГОРЕЛОВ, Филипп СТЕРКИН