|
|
N°149, 20 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы придем к тому, что президент будет иметь партийный билет"
Перспективы создания в России партийного правительства и возвращения министрам права входить в партии, занимая в них руководящие должности, корреспонденту "Времени новостей" Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ прокомментировал вице-спикер Госдумы Георгий БООС.
-- Зачем вообще министрам партбилеты?
-- Правительство должно реализовывать какую-то программу действий по выводу страны на высокий уровень экономического и социального развития. Один из основных аспектов успеха -- доверие, вера в правильность тех или иных действий. Если правительство -- это закрытый клуб, никогда никакого успеха не будет. Если это публичная программа действий, на которую люди дали согласие, тогда половина успеха обеспечена. Мир придумал только один способ -- выбирать власть на прямых выборах. Парламентское большинство, которое приходит в Думу на основе своей программы, должно участвовать в формировании правительства. Потому что именно эта программа была востребована людьми. Конечно, решение в этом вопросе -- прерогатива президента.
-- Победа «Единой России» на парламентских выборах была убедительной. А если бы она оторвалась от ближайшего конкурента всего на 1%, могла бы она, с вашей точки зрения, претендовать на участие в формировании правительства?
-- Мы говорим о парламентском большинстве. 226 голосов будет достаточно. Но это минимальная планка. Чем больше голосов, тем устойчивее правительство. Если партия набрала 226 мандатов и все, я бы советовал ей поискать союзников, чья программа близка программе этой партии. Если партия набрала 300 голосов, она может себе позволить формирование моноправительства. Хотя опять же, я бы не советовал отмахиваться от союзников со сходной программой.
-- Должно ли, на ваш взгляд, в парламентском правительстве остаться место для беспартийных министров?
-- Теоретически -- да. Практически, я надеюсь, наступят времена, когда это исчезнет. Тут уже речь идет об ответственности. За действия партийного министра будет отвечать партия.
-- Если поправка, разрешающая чиновникам категории «А» занимать партийные должности, будет принята, система смены кабинета министров не возникнет сразу. Вероятно, министры просто вступят в «Единую Россию»?
-- А если бы, например, победила КПРФ, министры стройными рядами покинули «Единую Россию» и пошли в КПРФ? А завтра победит ЛДПР, и министры построятся в очередь к Владимиру Вольфовичу? Вы себе это представляете?
-- Этой поправки достаточно, чтобы приступить к формированию парламентского правительства, или нужно дополнительное законодательное оформление такой идеи?
-- По большому счету институциональные инструменты перехода к правительству парламентского большинства существуют давно. Просто до сих пор у нас еще реально не было большинства. Первое и главное -- это дача парламентом согласия на назначение премьер-министра. Второе -- это возможность отправки правительства в отставку. Есть периоды, когда парламент не может быть распущен. Например, в период повторного вынесения недоверия правительству. Третье -- любая законодательная инициатива может оказаться обреченной, если она не соответствует взглядам парламентского большинства.
-- Идея парламентского правительства возникла в бытность премьер-министром Михаила Касьянова. Поиск путей повышения ответственности министров спровоцирован работой прошлого кабинета министров?
-- Правительство у нас было не центристское, а правое. А правых в прошлой Госдуме было не больше 20%. Да и то между ними существовал раскол. И тут за дело взялись центристы.
-- Насколько партийные министры будут самостоятельны в своих действиях и какие могут быть рычаги для контроля за ними?
-- Конечно, министр должен будет реализовывать партийную программу. В противном случае парламентское большинство может обратиться к президенту с просьбой снять его с должности. В перспективе мы придем к тому, что президент будет иметь партийный билет, а программа развития страны -- партийную окраску.
Беседовала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА