Время новостей
     N°149, 20 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2004
Съест партии
Новые законодательные инициативы в сфере партстроительства могут навредить "Единой России"
В период летнего политического затишья власть неожиданно решила активно заняться партстроительством.

Новый раунд работы по усилению партий начался еще весной, когда председатель Центризбиркома России Александр Вешняков заявил, что его ведомство готовит поправки в избирательное законодательство, направленные на отмену одномандатных округов. Затем в начале августа «Единая Россия» после долгого молчания снова подняла вопрос о необходимости отменить запрет чиновникам категории «А» (проще говоря, министрам и премьер-министру) занимать руководящие должности в партиях. Кроме того, руководитель думской фракции «Родина» Дмитрий Рогозин предложил изменить закон о политических партиях, с тем чтобы ограничить их количество. Г-н Рогозин считает, что минимальную численность партии необходимо увеличить с 10 тыс. до 100 тыс. человек, а минимальное число регионального представительства -- со 100 до 1000 человек. Как только возникла эта инициатива, сразу же появились слухи, что г-н Рогозин действует несамостоятельно, а лишь озвучивает волю Кремля.

На первый взгляд кажется, что все эти инициативы направлены на усиление партии власти. Однако эти меры могут ударить именно по «Единой России». Спаяв воедино партию и правительство, власть может подставить «Единую Россию» под огонь народного недовольства за непопулярные реформы, от которых единороссы пока пытаются дистанцироваться или по крайней мере разделить ответственность с "беспартийным" правительством. В таком случае Кремлю в итоге, возможно, придется пожертвовать «Единой Россией» и вырастить новый проект.

Директор Института региональных проблем Максим Дианов не видит в таком повороте событий ничего удивительного. «У нас еще ни разу не было такого, чтобы одна и та же партия власти участвовала в выборах дважды, -- сказал Максим Дианов корреспонденту «Времени новостей». -- В 1993 году это был «Демократический выбор России», в 1995-м -- НДР, в 1999-м -- «Единство», в 2003-м -- «Единая Россия». Я не вижу, почему бы власти не создать новый проект».

«Единая Россия» может стать неудобной для Кремля и в результате своего усиления. Несмотря на то что идея парламентского правительства призвана только легитимизировать существующую в «Единой России» практику, когда лицами партии являются федеральные министры, этот путь способен привести к необратимым последствиям. «Если дать органу власти, в частности партии, ресурс даже для виду, он будет требовать все новых и новых ресурсов, -- считает руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин. -- Сейчас для Кремля рискованно отдавать власть партии, у которой много центров влияний -- есть Борис Грызлов, Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев, Сергей Шойгу, есть много губернаторов, традиционные публичные политики типа Олега Морозова и Вячеслава Володина, парторганизаторы Валерий Богомолов и Юрий Волков». В то же время власть может преследовать совершенно иные цели, нежели поиск путей ответственности для министров. «Создание полноценного парламентского правительства возможно лишь тогда, когда президент сам вступит в партию. Таким образом, он мог бы возглавить правительство после окончания своего президентского срока, -- считает Алексей Макаркин. -- Но все же я сомневаюсь, что сейчас власть ставит перед собой такие долгосрочные задачи. Да и вряд ли после принятия этого закона все министры вступят в «Единую Россию». Количество министров в партии увеличится, но не очень».

Вызывает ряд вопросов и загадочная инициатива лидера «Родины», которая сама едва ли дотягивает до предлагаемого минимума членов, к тому же все время раскалывается. После принятия рогозинских поправок лишь КПРФ и «Единая Россия» смогут чувствовать себя безопасно на партийном поле. Алексей Макаркин оценил эту идею как пробный шар для изучения общественного мнения: «Многие политики используются для того, чтобы прощупать настроения в обществе. Например, так было, когда ставились вопросы о продлении срока полномочий президента или о третьем сроке. Но вряд ли Кремль пойдет на этот шаг. Партии у нас уже один раз сокращали с помощью ужесточения законодательства. Многие люди тогда полагали, что останется пять-шесть партий. Но после того, как свои партии зарегистрировали Лев Убожко и Сажи Умалатова, стало ясно, что тот, кто хочет заняться партстроительством, сможет этого добиться. Поэтому сейчас власть скорее всего будет сокращать число партий через Минюст, который проверит финансовые отчеты и численность политических организаций».

Но если рогозинское предложение пришлось бы «Единой России» ко двору на следующих выборах (при условии ее сохранения), поскольку избавило бы ее от мелких конкурентов на центристском поле, то идея Центризбиркома вполне может пошатнуть позиции партии власти в парламенте. Исчезновение одномандатных округов приведет к тому, что партии будут больше соревноваться идеологиями. А тут «Единая Россия», как известно, мало чем может похвастать. В Думе прошлого созыва всегда власть имела у себя резерв в виде одномандатников, входящих в центристские группы «Народный депутат» и «Регионы России». Всегда существовали отношения между властью и этими группами, с ними всегда было достаточно легко договориться. А сейчас именно мажоритарии обеспечили партии власти конституционное большинство в парламенте.

«Отказ от мажоритарных округов приведет к тому, что выиграют партии, которые будут играть на протестных настроениях, -- считает Алексей Макаркин. -- Они будут использовать критику последних инициатив власти -- монетизацию льгот, реформы ЖКХ, образования, здравоохранения и так далее. В этой ситуации проигрывают либералы, которые не в состоянии объединиться и не выражают протестных настроений. Могут быть проблемы у партии власти, которая хотя и дистанцируется от непопулярных реформ, но все равно с ними связывается, потому что за них голосует. Выиграет Владимир Жириновский как наиболее энергичный и сильный протестный политик-популист и, возможно, в какой-то степени КПРФ».

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА