Список стран, куда согласно плану президента США Джорджа Буша может в ближайшие годы передислоцироваться из Европы часть американского военного контингента, пополнился еще одним государством. Это Узбекистан. Об этом, как указывает агентство Associated Press, сообщили на днях на условиях анонимности три официальных представителя Пентагона. Комментируя план Буша, они отметили, что США «планируют шире использовать свои тренировочные базы и пункты снабжения, расположенные в Узбекистане, Польше и Румынии».
Стоит отметить, что сам Буш не упоминал Узбекистан в контексте
объявленной им передислокации войск. Тем не менее пресс-секретарь Пентагона Брайан Уитмен подтвердил факт встречи с журналистами трех представителей своего ведомства, а также одного представителя госдепа, которые имеют непосредственное отношение к переговорам на эту тему. Любопытно и другое. Когда в конце прошлой недели в Санкт-Петербурге министр обороны США Дональд Рамсфелд информировал о планах перемещения американских войск своего российского коллегу Сергея Иванова, он также не говорил об Узбекистане. Во всяком случае в комментариях г-на Иванова на данную тему название этой центральноазиатской страны не звучало. Он лишь заметил, что у Москвы планы США беспокойства не вызывают.
Агентство AP сообщает, что в МИД Узбекистана и в посольстве США в Ташкенте отказались комментировать высказывание представителей Пентагона. Отчего же такая скрытность, если даже в Вашингтоне никто официально не опровергает, что Узбекистан может стать -- наряду со странами Восточной Европы -- местом, где разместятся выводимые из Западной Европы американские контингенты? Если в Ташкенте избегают говорить о своей вовлеченности в планы президента Буша до тех пор, пока он лично не подтвердит это, то в Вашингтоне, видимо, ожидают реакции Москвы на сделанную анонимами из Пентагона информационную утечку. Известно ведь, как болезненно реагирует российская политическая элита на любые свидетельства усиления американского влияния в бывших советских республиках...
Заслуживает внимания и то, что «узбекские» планы Вашингтона были озвучены спустя две недели после взрывов, осуществленных шахидами у посольств США и Израиля в Ташкенте. Не исключено, что эти события могли стать поворотным пунктом в узбекской политике США. В Вашингтоне могли скорректировать свою негативную оценку авторитарного стиля узбекского руководства, что выразилось в недавнем решении Белого Дома о сокращении на 18 млн долл. финансовой помощи Узбекистану. Но это было до взрывов 30 июля. А уже 10 августа прибывший в Ташкент начальник Объединенного комитета начальников штабов США генерал Майерс после переговоров с президентом Исламом Каримовым заявил о выделении Узбекистану дополнительной военной помощи на сумму 21 млн долларов.
Надо отдать должное г-ну Каримову, он снова продемонстрировал качества суперпрагматичного политика и сумел обратить во благо для своего режима проблемы, которые вновь поставили перед ним исламские радикалы. С другой стороны, как ни парадоксально, ренессанс в американо-узбекских отношениях может оказаться на руку и этим самым радикалам. Теперь у них появится еще больше оснований убеждать своих сторонников в правильности избранного ими пути, ведь террор в отношении союзников Америки для них святое дело. Но достаточно ли американского присутствия для укрепления безопасности узбекского режима при отсутствии политической воли к внутренним изменениям? Этот вопрос остается открытым.