|
|
N°148, 19 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Женские разочарования Туркменбаши
На прошлой неделе Туркменбаши отправил в отставку вице-премьера, министра культуры и информации Гузель Нуралиеву и главу МВД Ашира Атаева. Вместо них он назначил соответственно Марал Бяшимову и Гелдимухамеда Аширмухамедова.
В Ашхабаде кадровые перетряски происходят чуть ли не каждый месяц. Однако на сей раз крест поставлен на карьере одной из любимиц вождя -- Гузели Нуралиевой. Долгие годы она возглавляла главную и единственную русскоязычную газету страны «Нейтральный Туркменистан», с чтения которой начинает рабочий день главный читатель страны. В июне 2002 года в этой газете появились стихи главного редактора, посвященные Отцу всех туркмен: «Как всем великим людям, / Суждена ему была великая стезя, / Но с ним была удача рождена, / И он не знал, что слова нет «нельзя».
Удача сопутствовала и самой г-же Нуралиевой. Созданный ею интернет-сайт «Туркменистан: Золотой век» показался вождю верхом технического совершенства. В ноябре 2003 года Гузель Нуралиева стала вице-премьером и министром культуры. Вдохновленная высочайшим доверием, она начала вводить рискованные «новшества» в телевизионное и театральное дело. Начиненный местными шедеврами репертуар разбавили мировой классикой, а в Музыкально-драматический театр им. Махтумкули должны были вернуться профессиональные исполнители, которых в свое время уволили и заменили народными певцами -- это больше соответствовало вкусам «главного слушателя». Министр даже осмелилась ввести на телевидении музыкальные заставки на музыку Вивальди.
Но даже это сошло бы ей с рук, если бы она не вмешалась в высокую политику. Весной этого года г-жа Нуралиева высказала сомнение в целесообразности сноса Русского драмтеатра им. Пушкина. А ведь по местному закону гражданин, сомневающийся в политике Туркменбаши, может быть обвинен в «измене родине». К счастью, в отношении министра культуры уголовное дело тогда возбуждать не стали, и даже сам вождь забыл бы этот проступок, если бы не досадная неприятность, свидетелем которой стала вся страна, смотревшая 19 июля по телевизору концерт в честь праздника «Сбора Великого Урожая». Президент вышел на сцену -- и тут совершенно невовремя, буквально ему «под ноги», зазвучал гимн. Разгневавшись, он скрылся за сценой, трансляцию прервали и церемонию начали заново. На этот раз музыку включили точно в момент, когда Туркменбаши занял свое царственное место. Поскольку за организацию торжества отвечала лично министр культуры, то судьба ее была решена в этот день окончательно.
Неделю назад на заседании туркменского правительства, на котором ее отправили в отставку, Гузель Нуралиева обратилась к вождю со словами раскаяния. «Мне жаль, что мы, возможно, иногда допускали ошибки, которые ранили ваше сердце, мой великий лидер. Великий лидер, я сейчас нездорова и прошу вас освободить меня от ответственных должностей, которые вы мне дали. Моя судьба в ваших руках, мой великий лидер...» Великий лидер был милосерден и в просьбе женщине не отказал, оставил за ней мандат депутата парламента и заботливо ее напутствовал: «Последи за своим здоровьем, пока будешь там работать в культурной и других сферах, у тебя были недостатки и мало опыта...». Остается надеяться, что г-же Нуралиевой позволят вернуться в «чистую» журналистику, с которой начиналась в 1995 году ее блестящая карьера. Тогда, будучи простым сотрудником туркменского Гостелерадио, она опубликовала в «Туркменской Искре» посвященную вождю статью под названием «Учитель». Там есть такие строки: «Кажется, даже Вселенная вся обратилась в слух, когда Он молился. Деревья, травы, цветы трепетно внимали мольбе и открывались навстречу сиянию, окружающему молившегося. Замерли облака, замерли птицы в небе, и люди затаили дыхание...».
Как утверждают люди из близкого окружения «великого лидера», сейчас он находится под влиянием народной певицы Джемал Сапаровой, служившей в должности замминистра культуры. Ее административная карьера началась также с творческого подвига. Несколько лет назад она исполнила песню в честь вождя, буквально подползая к нему на коленях. Это зрелище запомнилось многим -- как и первое, на коленях, целование рук вождя, которым отличился председатель Демпартии республики Оджик Мусаев. Вместе с Джемал Сапаровой и рядом других уважаемых граждан он является членом неформального органа «стражей чистоты туркменской культуры», учрежденного бывшим пресс-секретарем вождя Какамуратом Баллыевым.
Сам г-н Баллыев уже давно уволен за неподобающие вольности на своем посту. Он, в частности, умудрился выпустить карманный календарь со своим изображением на фоне президентской трибуны и цветов, преподнесенных Туркменбаши. Однако орган «стражей» продолжает действовать. Источники «Времени новостей» в аппарате Ниязова утверждают, что именно по совету «стражей» вождь запретил туркменам отращивать модные бородки и вставлять золотые коронки, наносить грим телеведущим. Они же порекомендовали переименовать месяцы и дни недели, брать калым с иностранцев при их женитьбе на туркменках и даже снести Русский театр... Но, несмотря на все эти «полезные советы», Джемал Сапаровой не удалось получить столь желанный пост министра культуры.
«Женский вопрос» играет значительную роль в кадровой политике туркменского вождя. При увольнении главы МВД Ашира Атаева Туркменбаши поставил ему в вину не только халатность, допущенную экс-министром на посту главы ашхабадской милиции, когда в столице завелись «террористы», замышлявшие «покушение» на вождя, но и связь с «русской любовницей». Точно так же пару лет назад Туркменбаши, увольняя министра охраны природы Пирджана Курбанова, крутил перед телекамерами фотографию его любовницы. Оказалось, что и этот министр сделал неправильный выбор -- любимая женщина была нетуркменского происхождения.
Аркадий ДУБНОВ