Время новостей
     N°122, 11 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2000
«Кривая» торговля
Compaq открыл собственный магазин в Рунете
При нынешних таможенных правилах западные производители компьютеров воздерживаются от торговли в России напрямую и придумывают новые маркетинговые ходы для поддержки своих партнеров. Мировой лидер по продажам персоналок Compaq Computer открыл на днях общий со своими ведущими партнерами виртуальный розничный магазин, назвав его kupi.compaq.ru. Специалисты электронного рынка говорят, что торговля с общего «прилавка» вряд ли поднимет общий уровень продаж.

Руководитель проекта Compaq Анна Шуринова отметила, что в отличие от западных рынков представительство Compaq не торгует в России напрямую, и общий торговый портал станет компромиссным вариантом, который объединит электронные магазины фирм-партнеров. При этом конкурировать между собой они будут не по цене, а за счет предоставляемых покупателю дополнительных услуг.

Менеджер Compaq по работе с каналами Святослав Сорокин подчеркнул, что московское представительство корпорации не имеет отношения к договоренности партнеров не вести на своих торговых площадках ценовой войны, и это их собственная инициатива. Он отказался назвать стоимость проекта и сроки его окупаемости.

По сути представительство Compaq создало общую площадку, с которой возможный покупатель, выбрав товар, отправится в электронный магазин партнера, сделает заказ, а потом по телефону или электронной почте договорится о времени доставки и способе оплаты. В любом случае общий магазин не делает шага вперед в технологии интернет-торговли и по-прежнему остается во многом виртуальной «витриной» реальных торговых точек.

Так что основная цель проекта (предоставить пользователю больше информации о продуктах) не нова. Почти год назад свой портал открыло представительство Hewlett-Packard, но, как признались там газете «Время новостей», он больше предназначен для корпоративных заказов и общения с партнерами. Так что московское представительство Compaq, не имеющее в России, как и многие другие производители, собственных торговых мощностей, первой торит тропу к розничному покупателю.

При нынешнем таможенном режиме западные вендоры, привыкшие к прозрачности в работе, торгуют в России через партнеров, умеющих преодолевать созданные государством барьеры. Российские компании наотрез отказываются открыто обсуждать способы импорта. А руководитель местного офиса одной из крупных западных фирм сказал газете «Время новостей» на условиях анонимности, что «до тех пор, пока легальные условия ввоза будут убыточны, западные компании не будут открывать в России коммерческие представительства».

Тем не менее Compaq, как видим, решил хотя бы в такой форме выступить «продавцом» собственной продукции, сохранив при этом двухуровневую систему продаж, т.е. не ущемлять своих российских перепродавцов.

Вячеслав Борилин, руководитель проекта Torg.ru, который объединяет около 300 электронных магазинов Рунета в структуре компании Port.ru, сказал газете «Время новостей», что от kupi.compaq у него осталось «своеобразное впечатление». Система, по его мнению, может поддерживать дилеров, но роста объема продаж ожидать сложно. Готовясь к покупке, российский пользователь скорее отправится на price.ru, где сравнит все цены и качество всех брэндов. Лучше было бы, считает менеджер Torg.ru, если бы вендоры не соединяли магазины своих партнеров, а вели маркетинговые программы на других ресурсах Рунета, как это делает, например, Intel своей программой Intel Inside. «В этом случае инициатива исходит от риселлера, -- говорит г-н Борилин, -- а брэнд компенсирует ему часть затрат».

Вячеслав Борилин оценил затраты на создание «домашней страницы», подобной kupi.сompaq, на уровне 5--10 тыс. долларов.

Александр ЛЕВИНСКИЙ