|
|
N°147, 18 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Черная метка»
ФСФР предложила ЦМД сменить директора
Федеральная служба по финансовым рынкам, завершившая проверку работы Центрального московского депозитария 28--29 июля, обнаружила в действиях ЦМД только нарушение профессиональной этики. Однако, как стало известно «Времени новостей», ФСФР, не найдя в действиях регистратора прямых нарушений прав инвесторов, все же предложила депозитарию к началу октября рассмотреть вопрос о смене руководителя ЦМД Натальи Агафоновой.
Напомним, что Центральный московский депозитарий прекратил на два дня операции с реестрами всех эмитентов после изъятия 27 июля следственными органами сервера, на котором хранилась информация по ведению реестров. МВД интересовали сведения, относящиеся к Архангельскому ЦБК. Возобновление работы депозитария 30 июля его представители объясняли тем, что удалось запустить резервную копию утраченных в результате обысков реестров.
В тот же день ФСФР отправила ЦМД предписание с требованием объяснить причины простоя и запрашивала информацию о состоянии его резервных копий. Говоря о причинах простоя, ЦМД повторил версию, связанную с изъятием реестров. Между тем на изъятом сервере, по сообщению пресс-службы ФСФР, содержались данные только по пяти эмитентам (включая Архангельский ЦБК), а также реестры предприятий, ранее обслуживавшихся в ЦМД. Приостановились же операции по всем реестрам, которые ведет депозитарий, а их количество превышает 1500. Таким образом, для обслуживания реестров большинства эмитентов дублирующие данные были вовсе не нужны, что и выяснилось в ходе проверки ФСФР.
По итогам состоявшейся ревизии депозитария служба планирует ввести нормативные требования к технологии ведения баз данных и к их резервному копированию, защищающие от приостановки работы регистратора в случае неординарных ситуаций. Такие требования ранее не были подробно описаны. ФСФР намерена установить периодичность резервного копирования баз данных, обязать регистраторов вести учет серверов с указанием эмитентов, реестры которых хранятся на каждом сервере, а также более подробно регламентировать процедуру и время проведения восстановительных работ.
Не найдя оснований для санкций против депозитария, ФСФР отметила: «публичные действия ЦМД не соответствовали принципу, согласно которому для профессиональных участников рынка ценных бумаг, обслуживающих клиентов, в любых ситуациях и при любых условиях приоритетом должно быть неукоснительное соблюдение интересов клиентов». Действительно, публичные действия ЦМД походили на спланированную пиар-акцию. Так, текст обращения предправления ЦМД Натальи Агафоновой к главе ФСФР Олегу Вьюгину попал в печать еще 28 июля, а сама служба получила официальные документы от депозитария только 30 июля. О попытках оказать давление на следствие ссылками на падение фондового рынка и приостановку операций с реестром РАО «ЕЭС» говорили представители МВД.
Теперь, поскольку благодаря пробелам в законодательстве Центральному московскому депозитарию удалось избежать ответственности, регулятор предъявил претензии г-же Агафоновой, которая может расстаться со своим креслом. Суть претензий ФСФР не нова. В июне прошлого года в соответствии с предписанием ФКЦБ она уже была отстранена от должности предправления ЦМД на несколько дней, а затем по решению совета директоров депозитария все же восстановлена. Упраздненная ФКЦБ мотивировала необходимость отстранения г-жи Агафоновой тем, что в 2002 году она была директором «Энергорегистратора», дочерней компании ЦМД, которая вела реестр Котласского ЦБК. Лицензия «Энергорегистратора» была отозвана комиссией, обнаружившей факт ведения двойных реестров этого ЦБК и ряда других предприятий той же отрасли. А согласно вступившим в силу в апреле 2003 года поправкам в закон «О рынке ценных бумаг», лицам, занимавшим руководящую должность в компании в момент аннулирования ее лицензии, впредь запрещается возглавлять компании -- профучастники фондового рынка.
Восстановление Натальи Агафоновой в должности в прошлом году совет директоров ЦМД мотивировал тем, что указанные поправки не могут иметь обратной силы: закон вступил в силу в апреле 2003 года, а лицензия «Энергорегистратора» была аннулирована в 2002-м.
Тем не менее ранее у ФКЦБ, а теперь у ФСФР -- свой взгляд на эту проблему: ни бывший регулятор, ни нынешний так и не включили Наталью Агафонову в единый реестр аттестованных лиц, то есть не подтвердили ее квалификацию. А без этого она не может с точки зрения финансовой службы далее оставаться председателем правления депозитария. Тем более что история с Котласским ЦБК имела продолжение нынешней весной уже в ЦМД, где следственные органы производили выемку документов, касающихся этого эмитента. А приостановка деятельности депозитария в июле была связана с расследованием дела другого ЦБК -- на сей раз Архангельского. ФСФР, кстати, объявила вчера о своем намерении подписать соглашение о взаимодействии с МВД.
Игорь ПОЛИЩУК