|
|
N°147, 18 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Интерес бизнеса надо поддержать экономической политикой государства"
В конце недели в Минске состоится четырнадцатое заседание Группы высокого уровня, работающей над формированием Единого экономического пространства (ЕЭП). О его создании президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины договорились в феврале 2003 года, а через полгода было подписано соглашение по формированию ЕЭП. Страны-участники рассчитывают, что на этом заседании будет закончена подготовка перечня первоочередных соглашений. Этот перечень должен быть подписан во время саммита стран ЕЭП, который состоится 15 сентября в Астане.
О том, как идет работа по созданию Единого экономического пространства, обозревателю «Времени новостей» Вере СИТНИНОЙ рассказал руководитель группы по разработке соглашений по таможенно-тарифной политике, директор департамента международного сотрудничества Министерства промышленности и энергетики Дмитрий СУХОПАРОВ.
-- Дмитрий Иванович, экономические процессы, происходящие в государствах СНГ, порой непросто понять даже специалистам. Отсюда, видимо, и проблемы во взаимоотношениях между нашими странами...
-- Экономические отношения России с ближайшими соседями действительно достаточно противоречивы. С одной стороны, эти государства хотят выходить на все более развитые рынки, с другой -- никто не хочет упускать традиционные рынки сбыта. После распада Союза у политических элит новых независимых государств появилось ощущение, что можно молниеносно и на равных войти в «большой рынок». Но, скажем прямо, нас там никто не ждет. Наверное, мы бы вряд ли говорили сейчас с вами о Едином экономическом пространстве, если бы страны СНГ смогли полностью интегрироваться в мировую экономику.
-- То есть необходимость создания общих рынков в СНГ обусловлена нежеланием пускать нас на другие, более развитые рынки?
-- Отчасти да. Пока мы не можем на равных конкурировать с развитыми рынками Европы, США, стран Юго-Восточной Азии, у нас слишком узка номенклатура конкурентоспособных товаров. Кроме того, мы часто сталкиваемся с протекционистскими мерами. И это тоже понятно: зарубежные государства поддерживают и защищают свои рынки, своих производителей.
Надо отдавать себе отчет в том, что все места на мировых рынках готовой продукции давно распределены в ходе жесткой, а порой и жестокой конкуренции. Поэтому мы постепенно пришли к пониманию важности и приоритетности сохранения, развития экономических и торговых связей с нашими ближайшими соседями -- странами Содружества.
Я часто встречаюсь с бизнесменами и политиками государств СНГ и могу с уверенность сказать, что наши партнеры понимают: развивать многие отрасли обрабатывающей промышленности они могут в расчете на расширение сбыта их продукции в Россию и другие государства Содружества. Заинтересованность в российском рынке как главном покупателе готовых изделий проявляют сегодня практически все страны СНГ. Именно поэтому появляются интеграционные проекты с участием России.
-- А для чего нужна интеграция бизнесу?
-- Бизнесмены не станут работать там, где низкая эффективность вложения капитала. В последние два-три года значительно расширились формы сотрудничества: это перекрестное акционирование, прямое инвестирование, активизация процесса создания совместных предприятий, приобретение собственности на территории других стран, выкуп акций предприятия в счет погашения долгов, создание вертикально интегрированных компаний с транснациональным капиталом, дочерних банков и т.п. И это говорит об огромном интересе бизнеса к расширению рынка в рамках Содружества.
-- Получается, что именно бизнес явился инициатором экономической интеграции на постсоветском пространстве...
-- Это своеобразная интеграция на микроуровне -- то есть на уровне непосредственных хозяйственных субъектов. Сейчас мы впервые после распада СССР можем говорить о начале формирования реальных предпосылок для рыночной интеграции. Однако этого мало. Интерес бизнеса надо поддержать экономической политикой государства. И мы ставим перед собой такую цель. Единое экономическое пространство позволит создать стабильные экономические условия, предсказуемые режимы регулирования экономики, единые правила защиты создаваемого общего рынка по внешнему периметру границы стран -- участниц ЕЭП.
-- Очевидно, что увеличение рынка сбыта выгодно для бизнеса. Но как быть с товарами, которые изъяты из режима свободной торговли?
-- Для начала укажу на существенный момент: свободная торговля между странами СНГ существует с 1992 года. Как только распался СССР, новые субъекты международного права подписали соответствующее соглашение, в котором заявили, что импортную пошлину в торговле между собой они взимать не будут -- за исключением изъятий, оформляемых специальным протоколом.
Так вот, в торговле с Украиной Россия установила режим изъятия всего лишь на сахар, спирт и табачные изделия. Украина со своей стороны добавила шоколад и кондитерские изделия. Итого пять видов товара. Такого нет нигде в мире, СНГ -- единственное межгосударственное образование, где импортные пошлины не взимаются. Во многих объединениях свободной торговли изъятия составляют тысячи наименований, иногда стороны снижают пошлины друг другу на 40--50%.
-- Но бывают же какие-то временные, конъюнктурные ограничения?
-- Да, но я бы не назвал их конъюнктурными. Они вполне обоснованны сегодня и вытекают из различных национальных политик в области конкуренции, субсидирования и пр. В том случае, если имеет место демпинг или субсидируемый экспорт, в соответствии с законодательством о защите отечественного производителя могут быть проведены расследования и введены ограничительные меры. В качестве примера могу привести российско-украинские отношения: за время существования наших государств было более десятка таких расследований.
Допустим, российские металлурги обращаются в правительство и сообщают: по их данным, украинские предприятия аналогичного профиля на какой-то срок освобождены от уплаты половины налога на прибыль -- в связи с реорганизацией, модернизацией и так далее. Технологии, условия работы и у них и у нас одинаковы, но украинские коллеги получают явное конкурентное преимущество. В мировой практике это рассматривается как субсидирование экспорта. В соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации, на эту разницу можно установить компенсационную пошлину, которая покрывает размер ущерба. Кстати, у нас в соглашении о свободной торговле такие меры тоже предусмотрены.
Но надо понимать, что это не изъятие. Это лишь процедура, которая устанавливается на год-два. В течение этого времени заинтересованные стороны договариваются. Так получилось, например, с украинскими трубами. Было соответствующее постановление российского правительства об установлении пошлины. Но одновременно было дано поручение продолжить переговоры: если украинская сторона согласится на добровольные ограничения, пошлина будет снижена. Что, собственно, и произошло. В результате переговоров была установлена годовая квота в 600 тыс. тонн, которую в первый год Украина даже не выбрала. В прошлом году -- выбрала, и тогда мы подписали соглашение о дополнительных объемах поставок труб большого диаметра.
Я бы сказал, что сама работа над созданием Единого экономического пространства способствует тому, чтобы новые ограничения не вводились, а по старым мы находили взаимовыгодные развязки.
Беседовала Вера СИТНИНА