|
|
N°146, 17 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Война реальна"
Грузия просит Запад вмешаться в южноосетинский кризис
Президент Грузии Михаил Саакашвили призвал лидеров ведущих мировых держав провести в ближайшее время конференцию по стабилизации в Южной Осетии. Об этом сообщил вчера на брифинге премьер-министр Зураб Жвания. Он отметил, что позитивная реакция в отношении такого форума получена от нынешнего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Болгарии Соломона Паси.
Г-н Паси ранее предлагал встретиться в Софии в сентябре-октябре -- то есть после того, как чиновники вернутся из отпусков. Но ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта такова, что справиться с ней, как считают в Тбилиси, можно только с помощью оперативного вмешательства влиятельных политиков. Которые, по замыслу грузинских властей, должны оказать давление на Москву.
То, что именно с российской стороной необходимо вести переговоры по данному вопросу, Грузия дала понять в понедельник. Обвинения прозвучали серьезные. Зураб Жвания сказал, что президент Южной Осетии Эдуард Кокойты «пытается втянуть Грузию в конфликт, прикрываясь поддержкой определенных российских кругов». Министр обороны Георгий Барамидзе высказался более конкретно, заявив, что за осетинскими формированиями «стоят наемники из России». При этом он подчеркнул, что «сепаратисты имеют серьезную поддержку российских военных», о чем г-н Барамидзе «говорил открыто» российскому коллеге Сергею Иванову во время своего визита в Москву 10--11 августа.
Барамидзе считает, что «опасность войны реальна». Крайнюю озабоченность Тбилиси вызвала гибель двух грузинских миротворцев в ночь на 16 августа в результате обстрелов объездной дороги вокруг Цхинвали. Как пояснил министр, это «дорога жизни». Ее защищают потому, что от данного гуманитарного коридора зависят девять грузинских сел в Южной Осетии. Именно поэтому дорогу и атакуют осетины. Но замминистра обороны непризнанной республики Южная Осетия Ибрагим Гассиев в интервью «Времени новостей» утверждал, что осетинские подразделения не стреляли.
Как же тогда погибли миротворцы? В Тбилиси не исключают, что на господствующей высоте скрываются наемники -- казаки и северокавказские добровольцы, ранее дислоцировавшиеся в Джавском районе Южной Осетии севернее Цхинвали. Министр МВД непризнанной республики Роберт Гулиев в интервью «Времени новостей» отверг это предположение. «На территории Южной Осетии с нашей стороны нет ни одного солдата, который бы не подчинялся, тем более после того, как наш президент -- верховный главнокомандующий Эдуард Кокойты поставил подпись под соглашением о перемирии, -- заявил глава южноосетинского МВД. -- Я не понимаю, что происходит. Но становится очень сложно сдерживать наши формирования от ответного огня». В Южной Осетии заявляют, что обстреливались как раз осетинские села Дмениси, Сарабуки и Кохати и северная часть Цхинвали, в результате чего ранен мирный житель.
Несмотря на эти опровержения, минобороны Грузии приняло решение отвечать массированным огнем на обстрелы своих позиций. «До последнего времени грузинская сторона всячески воздерживались от серьезных действий, так как надеялась на благоразумие второй стороны», -- заявил Георгий Барамидзе. По его словам, в ночь на понедельник после гибели двоих грузинских солдат «противнику был нанесен серьезный урон». Точных данных о потерях «противника» министр не привел. Георгий Барамидзе заявил, что вооруженные силы Грузии находятся в полной боевой готовности, но подчеркнул: «С нашей стороны мы сделаем все, чтобы создать прочную основу для реального мира».
Сегодня сопредседатели Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта рассчитывают получить аудиенцию у Зураба Жвании. В среду может состояться их встреча с президентом Южной Осетии. Идет подготовка к встрече грузинского премьера с Эдуардом Кокойты. Тем временем командующий миротворческим контингентом генерал-майор Святослав Набздоров заявил вчера, что концентрация личного состава и техники в Южной Осетии достигла недопустимого уровня. Эти слова прозвучали в связи с прибытием грузинской техники в район Цхинвали. Российские источники сообщают, что грузинская сторона перебросила туда до 13 грузовиков с военнослужащими и боеприпасами, а также шесть БМП.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси