Время новостей
     N°98, 06 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2001
Вайншток пожаловался
В борьбе с КТК «Транснефть» рассчитывает на правительство
Конфликт между трубопроводной монополией «Транснефть» и первой в России независимой нефтепроводной компанией КТК набирает обороты. Вчера президент «Транснефти» Семен Вайншток провел пресс-конференцию, где еще раз напомнил журналистам о вреде, который нанесет проект КТК России и государственной компании «Транснефть». Одновременно премьер-министр России Михаил Касьянов и его казахстанский коллега Касымжомарт Токаев провели пресс-конференцию, где заявили о взаимной поддержке проекта КТК.

КТК -- Каспийский трубопроводный консорциум -- был создан в середине 90-х годов с целью транспортировки нефти из запертого в Средней Азии Казахстана на мировые рынки, причем России и российским компаниям принадлежит более 30% акций консорциума. Строительство нефтепровода мощностью 28 млн т в год с гигантского казахстанского месторождения «Тенгиз», где нефть добывает СП «Тенгизшевройл», до российского порта Новороссийск началось в 1998 году и практически уже завершено. Первый танкер с казахстанской нефтью должен был отплыть от нового причала в Новороссийске, построенного КТК, 30 июня. Однако в апреле график был сорван. Из-за отсутствия таможенного соглашения между КТК и Россией нефть не может пересечь российско-казахстанскую границу.

Вчера премьер-министры двух стран назвали новую дату отгрузки первого танкера -- 6 августа. Для того чтобы выполнить новый график, нефть должна пересечь границу едва ли не сегодня, так как прокачка нефти от границы до Новороссийска занимает примерно два месяца. Фактически КТК осталось только подписать соглашение с российским таможенным комитетом, однако на прошлой неделе, как раз накануне российско-казахстанского саммита, «Транснефть» распространила в прессе текст письма в правительство, где говорится о вреде проекта КТК для России.

«Я написал это письмо по собственной инициативе с целью проинформировать правительство о последствиях пуска КТК, -- сказал на пресс-конференции Семен Вайншток. -- Я ничего не прошу, просто объясняю ситуацию». По подсчетам «Транснефти», КТК заберет около 15--16 млн т из системы «Транснефти», что приведет к ежегодным потерям 70 млн долл., а государство недосчитается 20 млн долл. налоговых платежей. Кроме того, в КТК будет уходить качественная казахстанская нефть, а в «Транснефти» останется «плохая» нефть, что приведет к понижению качества и цены российской нефти.

По словам Вайнштока, на основании письма «правительство может принять решения в области таможенного и налогового регулирования». Очевидно, что «Транснефть» рассчитывает на поддержку правительства в ее конкурентной борьбе с КТК. Эту поддержку компания может использовать на переговорах с акционерами КТК и лидером консорциума -- американской Chevron. «Мы уже дважды встречались с Chevron, позиции сближаются, так что можно смотреть в будущее с оптимизмом», -- заявил вчера Вайншток. «Транснефть» пытается добиться гарантий по сохранению уровня и качества загрузки своих нефтепроводов казахстанской нефтью. Сблизятся ли эти позиции на самом деле или по мере разворачивания проекта КТК конкуренция с «Транснефтью» выльется в еще более громкие скандалы -- покажет время.

Олег ЧЕРНИЦКИЙ