Время новостей
     N°145, 16 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.08.2004
Инсайдеры побаловались
Чиновники все больше играют российским фондовым рынком
В последние два дня рабочей недели можно было в очередной раз наблюдать реакцию фондового рынка на некую игру акциями самой ликвидной российской «голубой фишки» -- РАО «ЕЭС России». В четверг Интерфакс со ссылкой на неназванного чиновника Минэкономразвития сообщил о том, что прорабатывается вопрос о том, чтобы не продавать создаваемые оптово-генерирующие компании (ОГК), а в пятницу последовало официальное сообщение министерства, опровергающее эту информацию. Рынок весьма сильно реагировал на обе новости. Участники фондового рынка единогласно утверждают, что имел место сознательный вброс информации участниками энергорынка, среди которых, возможно, есть и чиновники. Более того, в последнее время многие трейдеры указывают на то, что чиновники весьма активно стали играть на рынке, используя инсайдерскую информацию, -- это весьма заметно на влиянии «дела ЮКОСа» на котировки акций (причем не только ЮКОСа). Отсутствие наказания за эту игру, надо полагать, только на руку желающим «перегреть» фондовый рынок.

В четверг, после появления первого сообщения о будущем ОГК, акции РАО «ЕЭС» упали на 2%, а в пятницу, после официальных опровержений, выросли на 3,5%. Участники фондового рынка в своем мнении были единодушны: информация из Минэкономразвития была адресована самому рынку, а колебания стоимости одной из самых ликвидных «голубых фишек» принесли авторам официальных и неофициальных сообщений хорошие дивиденды. «Приключения» акций энергетической компании на фондовом рынке в четверг и пятницу, конечно, не идут в сравнение с метаниями ЮКОСа. Очевидно, чиновники просто решили разнообразить скромное в последнее время меню биржевых спекулянтов новой спекулятивной бумагой. Акции же опальной нефтяной компании в последние два месяца продемонстрировали удивительную зависимость от мнений анонимных и вполне узнаваемых представителей административной вертикали.

Между тем в мае этого года закон «Об инсайдерской информации», благополучно отклонен профильными комитетами Госдумы. Отдел антикоррупционных исследований при Госдуме в своем заключении на проект указывал на то, что если закон будет принят, регулятор -- Федеральная служба по финансовым рынкам -- получит слишком много полномочий, что противоречит проводимой административной реформе. Она якобы сможет запрашивать сведения по любым операциям и самостоятельно проводить оперативно-следственные мероприятия, приобретая таким образом ценнейшую инсайдерскую информацию. Это, по мнению думских экспертов, приведет к тому, что в самой ФСФР возникнет значительная коррупционная база, поскольку проект не содержал гарантий от утечки собранной службой информации и не устанавливал ответственности ее служащих за использование инсайда.

Действительно, у отклоненного закона были недостатки. В частности, он содержал весьма расплывчатое определение самой инсайдерской информации, а круг лиц, имеющих к ней доступ, был описан слишком широко. Однако теперь, в отсутствие закона, за принятие которого в первом чтении и последующую правку выступал глава ФСФР Олег Вьюгин, финансовая служба не имеет никаких рычагов для того, чтобы урезонить чиновников, зарабатывающих на колебании курсов ценных бумаг. Принятие соответствующих норм -- прерогатива Госдумы, которая вернется к ним в неопределенном будущем. Надзорные же функции ФСФР не работают в отсутствие юридически определенного предмета надзора. В этой ситуации служба может только следить за развитием событий. Впрочем, даже если ФСФР по своей инициативе попытается ускорить процесс принятия закона «Об инсайдерской информации», ей придется согласовывать свои предложения с профильными думскими комитетами, которые возглавляют противники прежнего проекта закона, а также с Минфином, соответствующий департамент которого возглавляет Алексей Саватюгин -- в бытность главой НАУФОР он неоднократно высказывал свое негативное отношение к мерам против инсайдеров.

Игорь ПОЛИЩУК, Николай ГОРЕЛОВ