|
|
N°145, 16 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проверка связи
Министры обороны России и США устроили взаимную политинформацию
Министры обороны России и США Сергей Иванов и Дональд Рамсфелд в субботу провели очередную встречу в Петербурге. Это 15-е "свидание" министров за последние три года -- так что они успели стать если не приятелями, то по крайней мере прекрасно изучившими друг друга доброжелательными собеседниками.
На субботней встрече в Петербурге министры обсуждали ситуацию на Кавказе (прежде всего в Грузии, в связи с резким обострением в Цхинвальском регионе) и в регионе Балтийского моря (в связи со вступлением стран Балтии в НАТО), совместные антитеррористические действия, проблемы нераспространения вооружений и сотрудничество в области противоракетной обороны.
Министр Рамсфелд проинформировал своего российского коллегу о планах сокращения численности американских военных в Европе и реконфигурации военного присутствия в различных регионах мира. А Сергей Иванов сделал несколько довольно резких заявлений, касающихся проблем Южной Осетии и расширения НАТО за счет стран Балтии.
Дональда Рамсфелда тоже пытались склонить к резким заявлениям, но не глава оборонного ведомства России, а питерские активисты движения «Идущие вместе». Около 50 человек попытались провести митинг перед петербургским Домом офицеров, где проходили переговоры. Они скандировали One quastion please, пытаясь добиться от американского министра объяснений по поводу того, как США могли предоставить политическое убежище Ильясу Ахмадову -- эмиссару лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова. Впрочем, милиция довольно быстро рассеяла активистов "Идущих вместе".
На пресс-конференции после переговоров Сергей Иванов признался, что поделился с американским коллегой «определенными опасениями и озабоченностью России» по поводу ситуации в Грузии, которая, по его словам «развивается по очень опасному сценарию и спирали». Однако воспроизвести, что именно услышал от него г-н Рамсфелд, российский министр обороны категорически отказался. Он призвал к выводу всех незаконно вооруженных отрядов из Южной Осетии. И недвусмысленно дал понять, чьи именно формирования считает нелегитимными. «Десять лет российских миротворцев никто не обвинял, а как только обострился конфликт -- они стали виноваты»,-- заметил г-н Иванов. Поэтому все обвинения грузинской стороны в ангажированности российских миротворцев министр назвал «чушью». «Это называется перекладывать с больной головы на здоровую», -- заявил он.
Кроме того, глава российского военного ведомства неодобрительно отозвался о развертывании военного присутствия НАТО в странах Балтии, насмешливо заметив, что перебазированные туда «четыре самолета не могут перехватывать «Аль-Каиду» или «Талибан». «Единственное, что они могут перехватывать, это мифическую «советскую угрозу», -- сказал министр Иванов. И не упустил случая заявить министру ключевой страны НАТО, берущему под свою защиту Балтию, что происходящая там «героизация фашизма, говоря по-русски, ни в какие ворота не лезет и не совсем благополучно обстоит дело с правами человека». Да и вообще, по мнению российского министра, «со вступлением стран Балтии в НАТО безопасность НАТО не повысилась».
Однако Дональд Рамсфелд реагировал на все эти слова своего коллеги не просто спокойно, но даже и напомнил, что отношения между Россией и НАТО улучшаются и являются весьма конструктивными. Он заверил, что «сотрудничество в области безопасности является многообещающим и в ближайшие годы углубится и разовьется, это и есть цель США».
В свою очередь Сергей Иванов подтвердил, что Россия не исключает сотрудничества с США по ПРО, «но с одним очень важным условием: такое сотрудничество должно вестись под полным контролем государства». Российский министр сообщил, что эксперты двух стран уже начали совместную работу в этой сфере. «Нам бы хотелось, чтобы эти работы продвигались быстрее», -- добавил г-н Иванов.
Проблема Ирака на петербургских консультациях не обсуждалась -- Иванов пояснил, что по этому поводу будут проведены специальные переговоры. Глава оборонного ведомства заявил, что возросла необходимость проведения международной конференции по Ираку и только такая форма дипломатии может предложить реальный сценарий урегулирования ситуации.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург