|
|
N°144, 13 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игра на результат
Бизнес-план правительства отправлен на доработку
Правительство ударными темпами осваивает новый метод работы. Отныне министерства будут планировать себе цели, чтобы выбивать на них средства. Осталось разобраться, как оценивать результаты работы ведомств в новых условиях. Каждый министр хочет быть политическим, но нести политическую ответственность не хочет никто.
Вчера на заседании правительства при обсуждении нового метода бюджетного планирования -- по результату -- министр финансов Алексей Кудрин заявил, что члены кабинета, которые работали над данной проблемой, так и не смогли между собой договориться, кто же будет отвечать за этот результат. То ли правительство в целом, то ли отдельно взятый министр и его подчиненные.
Г-н Кудрин сослался на пример Великобритании, где министр финансов, по сути, политическая фигура, и зачастую премьер не может вмешиваться в его дела. «Премьер дает министрам на откуп политическую ответственность, окончательную и полную, за некоторые показатели, -- сказал глава Минфина. -- У нас не такой механизм планирования и распределения политической ответственности, и вот мы постоянно спорим об этом».
Премьер Михаил Фрадков, ради вчерашнего заседания кабинета прервавший отпуск, оценил желание министра финансов России походить на английского коллегу -- т.е. быть «вторым лицом в кабинете и большой политической фигурой». И напомнил г-ну Кудрину, что административная реформа для того и делалась, чтобы резко повысить ответственность министров. «Министры у нас -- это фактически политические назначенцы. И мы ведем речь об их эффективности», -- заявил премьер.
Помимо министра финансов не на шутку обеспокоился тем, кто же ответит в итоге за результат, и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Он дважды поднимал этот вопрос, пока не получил комментарий вице-премьера и основного докладчика на заседании кабинета Александра Жукова, который довольно однозначно дал понять: за исполнение показателей политическую ответственность несет правительство. И тут же добавил: «Хотя нетрудно определить и ответственность министров». Чуть позже на брифинге г-н Жуков заметил, что политическая ответственность может обернуться и отставкой. На этой оптимистичной для общественности ноте дискуссия о политической роли министров закончилась.
Правительство приняло за основу доклад г-на Жукова «о планах и показателях деятельности субъектов бюджетного планирования» министерств, служб, агентств. Премьер заявил, что «мы идем в нужном направлении», что «произошла только презентация первого варианта доклада о реформировании бюджетного планирования».
Пожалуй, впервые за последние месяцы Михаил Фрадков публично похвалил главу МЭРТ Германа Грефа за то, что тот переосмыслил место и роль своего ведомства внутри кабинета. «МЭРТ может занять совершенно новый уровень», -- заявил премьер. Сам г-н Греф также очень позитивно оценил проделанную ведомствами работу. Заметив, что пока еще есть много недостатков и некоторые министерства подходят к идее бюджетного реформирования формально, он высказался в духе либерализма, а именно: за подключение к дискуссии о показателях и целях правительства гражданского общества.
Министра экономики поддержал г-н Жуков, который сообщил, что правительство намерено ввести в сводный план показатели оценки эффективности работы министерств и ведомств, появившиеся путем опроса населения. Премьер также ратовал за «открытость правительства». Он даже с готовностью отреагировал на реплику г-на Жукова, предложившего открыть социально значимые показатели силовых ведомств для общественности. «Это сделать не только можно, но и нужно», -- заявил г-н Фрадков. Между тем силовики безмолвствовали и участия в обсуждении «гражданских» не принимали.
Из Кремля правительству послали добрую метку в связи с начавшимся бюджетным реформированием. Принес хорошую весть советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. «Доклад о планах и показателях деятельности субъектов бюджетного планирования» он назвал «серьезнейшим документом». А сами планы и показатели, по его словам, «выглядят в хорошем смысле амбициозными и реальными». «Это новаторский документ», -- резюмировал советник.
Правда, как это принято у старших товарищей, г-н Илларионов предупредил правительство о рисках и опасностях на новаторском пути. В первую очередь, посоветовал он, надо бояться дутой статистики. Не мог президентский советник обойти вниманием и главную экономическую задачу -- удвоение ВВП. Здесь он немного пожурил правительство, отметив, что пока оно ориентируется на срок в десять лет для достижения этой цели. А следует рассмотреть вариант и восьми лет. И тогда, на его взгляд, темпы экономического роста должны быть повышены с 7,2 до 9% в год.
Это предложение, похоже, стало неожиданным для членов правительства. Тут дотянуть бы до 7,2%, а планка уже повышена. Впрочем, дискуссия на тему удвоения ВВП этим не ограничилась. Выяснилось, что правительству, в общем, все равно, к какому сроку выполнить эту задачу. По словам г-на Жукова, можно и к 2010 году, а можно и к 2012-му -- как, собственно, и предлагается в рассмотренном министрами докладе. Просто в первом случае за точку отсчета берется 2000 год, а во втором -- 2002-й. Как отметил вице-премьер, поменять периоды несложно, поскольку «темпы будут примерно похожи». Примечательно, что в презентованном г-ном Жуковым докладе рост ВВП по итогам 2004 года зафиксирован на уровне 7%, тогда как еще в понедельник сам вице-премьер радовал президента пересмотром прогноза до 6,9% (в прошлый четверг Герман Греф говорил, что рост ВВП в 2004 году составит 6,7%). Причем содержащаяся в докладе оценка точь-в-точь совпадает с консенсус-прогнозом, составленным по опросам около 30 российских и иностранных экспертных центров. Результаты опроса вчера опубликовал Центр развития.
Между тем у ряда экспертов, которые знакомы с новыми программно-целевыми показателями правительства, есть сомнения, что эти показатели будут достигнуты. Проблема в том, что меры, которые предлагаются многими министерствами и ведомствами для реализации поставленных ими же целей, требуют во многих случаях значительного увеличения финансирования. Вполне может сложиться ситуация, при которой ответственность за невыполнение той или иной цели банально будет свалена на Минфин, «зажавший» необходимые суммы. Может быть, поэтому г-н Кудрин так настойчиво допытывался на вчерашнем заседании правительства, кто же все-таки будет отвечать за результаты.
Вера КУЗНЕЦОВА, Михаил ВОРОБЬЕВ