|
|
N°144, 13 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минприродное рвение
Юрий Трутнев ищет «серую» нефть
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев, только что отчитавшийся перед Владимиром Путиным о проделанной работе по контролю за выполнением условий лицензий на пользование недрами, объявил о новой масштабной проверке. На этот раз объектами пристального внимания министра стали все нефтедобывающие предприятия страны, которые г-н Трутнев подозревает в предоставлении неточной информации об объеме добычи нефти. И, соответственно, занижении налогооблагаемой базы для исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для проведения столь масштабной операции Минприроды намерено привлечь как гражданские ведомства -- Минпромэнерго и Минэкономразвития, так и силовые -- ФСБ и МВД, которые помогут выявить и наказать нарушителей. Однако в федеральной службе по надзору в сфере природопользования, которая подчиняется министерству и отвечает за проведение проверок, говорят, что никаких масштабных ревизий, выходящих за рамки текущей работы, они не планируют. В нефтяных компаниях от комментариев по понятным причинам дружно отказались.
«На сегодня у МПР нет уверенности в том, насколько точно государство знает, сколько нефти с каких месторождений добывается», -- заявил Интерфаксу Юрий Трутнев. Поскольку этот вопрос связан с добычей полезных ископаемых, его министерство намерено убедиться, что формы контроля государства объемов добычи нефти адекватны. «Поэтому МПР разрабатывает новую схему контроля за недропользователями. В этой работе нам помогают представители налоговых и правоохранительных органов», -- заключил он.
Как сообщил «Времени новостей» представитель Минприроды, проверка уже началась и завершится только после того, как появятся исчерпывающие данные о добыче нефти в стране. По его словам, будут сопоставлены данные о добыче, предоставляемые компаниями, с реальными данными отгрузки нефти с месторождений. «На выходе мы хотим получить скорректированные объемы и отработанную методику, чтобы более точно понимать объем добываемой в России нефти, -- говорит он. -- О том, сколько тонн нефти идет на экспорт, сведения достаточно точные, их фиксирует «Транснефть». Однако сколько нефти транспортируется по железной дороге и водным транспортом, сказать точно нельзя».
В госкомпании, осуществляющей и контролирующей железнодорожные перевозки, -- ОАО «Российские железные дороги», -- были удивлены заявлениям чиновников Минприроды. «Мы располагаем точной информацией касательно всех внутренних, а также экспортных перевозок нефти, -- заявили «Времени новостей» в пресс-службе компании. -- База данных находится в Центре фирменного транспортного обслуживания (подразделение компании. -- Ред.). Однако это закрытая (для журналистов. -- Ред.) информация, касающаяся наших клиентов». В РЖД затруднились сообщить, поступал ли в компанию запрос со стороны МПР, но очевидно, что министерство вряд ли осталось бы без необходимых сведений. Аналогичная ситуация и с водными перевозками. В Федеральном агентстве морского и речного транспорта также говорят, что все данные о передвижении грузов у них имеются.
В то же время в структурах министерства, непосредственно проводящих проверки недропользователей, о намерениях г-на Трутнева ничего не знают. «Мы постоянно ведем проверку лицензионных соглашений, в том числе и по количеству добываемой нефти, -- заявил «Времени новостей» заместитель начальника федеральной службы по надзору в сфере природопользования МПР Николай Лычак. -- На то и кошка, чтобы мышка не дремала. Без таких проверок компании будут творить что угодно. Это наша обычная плановая работа. Однако все, что сообщается о масштабной проверке с МВД, ФСБ и ГТК, -- полная ерунда. Ничего такого нет. Наша служба самостоятельно сейчас проводит проверки. Бывают, конечно, комплексные проверки на местах с привлечением правоохранительных органов, но они посвящены соблюдению природного законодательства, экологии. Определять, сколько нефти идет на экспорт, не входит в компетенцию МПР. То же самое я могу сказать и о транспортировке нефти внутри России. Это прерогатива фискальных служб. Наша задача следить за соблюдением законодательства о недрах. Нарушения мы выявляем постоянно. Если они мелкие, то это ставится на вид компаниям, дается срок на устранение. Когда нарушения масштабные, принимаются серьезные меры, вплоть до отзыва лицензии, хотя это очень сложный процесс». И этот процесс, как известно, идет полным ходом в отношении десяти крупных нефтяных компаний.
Яна ВИКТОРОВА, Алексей ГРИВАЧ, Михаил КУКУШКИН, Александр ШВАРЕВ