|
|
N°144, 13 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прокуратура вспомнила о «Трансаэро»
От авиакомпании требуют расплатиться за льготы
Генеральная прокуратура направила в правительство письмо с предложением взыскать с авиакомпании «Трансаэро» сумму всех таможенных платежей за иностранные самолеты, приобретенные этой компаний с 1999 года. До сих пор «Трансаэро» была освобождена от этих платежей постановлением правительства, вышедшим в том же 1999 году. А Министерство экономического развития и торговли подало против «Трансаэро» арбитражный иск с требованием выплатить таможенные пошлины. Сама компания к этим шагам государственных органов отнеслась спокойно, тем более что 14 января 2004 года Высший арбитражный суд уже рассмотрел сходный по сути иск и не нашел в действиях «Трансаэро» ничего противозаконного.
Предыстория письма в правительство по поводу "Трансаэро", по информации газеты «Время новостей», такова. Эта компания получала освобождение от пошлин на самолеты иностранного производства, оборудование для их эксплуатации, а также запчасти и двигатели, временно ввозимые в Россию дважды: в 1994 и 1999 годах, оба раза -- на пятилетний срок. Если первое освобождение было дано правительством «просто так», то после постановления правительства от 1998 года «О дополнительных мерах по поддержке гражданской авиации» просто так предоставить подобные льготы стало невозможно. Там было прописано, что льготы по таможенным платежам предусматриваются лишь для тех авиакомпаний, которые заключат инвестиционное соглашение с Министерством экономики и каким-нибудь отечественным производителем на покупку российских самолетов. Поэтому в ноябре 1999 года «Трансаэро» подписала инвестиционное соглашение с Минэкономики, по которому обязалась в 2001--2003 году приобрести десять самолетов Ту-204 через лизинговую компанию «Ильюшин-финанс Ко».
Хотя в этом году срок второго освобождения от пошлин уже истекает, сделка по покупке Ту-204 до сих пор так и не состоялась. На этот факт внимание замгенпрокурора Владимира Колесникова обратил на слушаниях в Госдуме депутат Николай Гончар. Изучив ситуацию, в ведомстве Владимира Устинова посчитали необходимым проинформировать о сложившейся ситуации правительство. В письме отмечается, что в результате невыполнения «Трансаэро» своих обязательств экономическим интересам страны нанесен существенный ущерб. Впрочем, сумма ущерба не называется, а сам документ представляет собой обычное информационное послание, которых Генпрокуратура рассылает довольно много и которые далеко не всегда влекут за собой сколько-нибудь серьезные выводы по поводу упомянутых в них лиц и организаций.
Несколько дальше в борьбе за возврат таможенных платежей «Трансаэро» пошло Минэкономразвития. Как сообщил вчера Интерфаксу руководитель департамента правового обеспечения МЭРТ Николай Попов, это ведомство подало в арбитражный суд иск о недействительности инвестиционного соглашения с компанией «Трансаэро». "Мы требуем расторгнуть инвестиционное соглашение и взыскать с "Трансаэро" сумму необоснованно полученной льготы", -- сказал он.
Директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал сказал вчера газете «Время новостей», что компания по-прежнему готова приобрести упомянутые в соглашении Ту-204 и даже очень заинтересована в этом, так как испытывает серьезный дефицит провозных мощностей. Соглашение до сих пор не исполнено, по мнению г-на Быхала, только потому, что «Трансаэро» за все эти годы так и не получила от производителя Ту-204 проработанного коммерческого предложения. Что касается арбитражного иска МЭРТ, г-н Быхал напомнил, что 14 января этого года Высший арбитражный суд рассмотрел иск, поданный авиакомпанией «Сибирь» к правительству России по поводу неправомерного предоставления таможенных льгот компании «Трансаэро». Суд отверг этот иск, не найдя ничего предосудительного в действиях участников инвестиционного соглашения 1999 года.
Александр ШВАРЕВ, Михаил КУКУШКИН