|
|
N°98, 06 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А у ВАЗ?
Президент России берет автомобильщиков за карданный вал
Владимир Путин собирается в ближайшие дни, а возможно даже сегодня, встретиться с руководителями автомобильной отрасли. В списке приглашенных в Кремль есть имена новых «автомобилистов» -- главы «Сибирского алюминия» Олега Дерипаски и «Северстали» Алексея Мордашова. Не исключено, что среди прочих проблем развития отечественной автомобильной промышленности речь может зайти о перераспределении собственности производителя легковых автомобилей -- АвтоВАЗа, контролируемого сейчас менеджментом предприятия.
Как стало известно газете «Время новостей», к Путину приглашены 23 человека. Помимо самого президента представлять на встрече государство будут вице-премьер Илья Клебанов, министр экономики Герман Греф, глава ГТК Михаил Ванин, руководитель экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян, замминистра внутренних дел -- начальник ГИБДД Владимир Федоров. Предполагается, что кроме Олега Дерипаски и Алексея Мордашова аудиенции в Кремле удостоятся генеральный директор ГАЗа Виктор Беляев, председатель совета директоров УАЗа Владимир Швецов, председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников, генеральный директор КамАЗа Иван Костин, управляющий «Ижмаш-авто» Рустем Шиянов.
Похоже, в ставших традиционными встречах президента с бизнесменами начинает прослеживаться определенная логика. Обсуждая макроэкономические проблемы с входящими в РСПП представителями большого бизнеса, Путин начинает обозначать приоритеты среди отдельных отраслей промышленности.
Первыми внимания президента удостоились месяц назад топ-менеджеры компаний, выпускающих компьютеры и разрабатывающих программное обеспечение. Теперь -- производители автомобилей, которые раньше не считались главными донорами бюджета, хотя суммарный оборот АвтоВАЗа, ГАЗа, КамАЗа и ЗМЗ превышает 4 млрд долл.
Какие интересы они попытаются отстаивать на этой встрече, понятно. Представители автопрома не преминут высказать свою «голубую мечту» -- поставить надежный заслон на пути в Россию дешевых подержанных иномарок и облегчить режим ввоза уникального технологического оборудования. А пришедшие в прошлом году в автопром стратегические инвесторы «Сибал» и «Северсталь» заведут речь о гарантиях возврата своих вложений и постараются понять, в каких условиях им предстоит работать.
Участники встречи предпочли не торопить события и воздержались вчера от комментариев. Тем не менее, как сообщил газете «Время новостей» на условиях анонимности глава одного из крупнейших автомобильных предприятий, руководителей автозаводов всерьез беспокоит готовящиеся в Западной Европе изменения в законодательство, согласно которым обязанности по утилизации автомобилей будут возложены на их производителей. По их мнению, как только такое решение будет принято, цены на подержанные иномарки моментально рухнут, что существенно увеличит их конкурентоспособность на российском рынке. Эти опасения не беспочвенны. По итогам прошлого года в России было продано 1,36 млн легковых автомобилей, из них отечественных -- 930 тыс., иномарок -- 430 тыс., почти 90% из которых подержанные.
Предполагается также поговорить о строительстве автохолдингов. Возможно, будет обсуждаться и запрет на эксплуатацию автомобилей с правым рулем, и борьба с производителями суррогатного топлива.
Однако наиболее интригующей может стать тема АвтоВАЗа. Источник газеты «Время новостей» в Кремле не исключил возможности того, что на встрече проблемы этого крупнейшего автопредприятия будут обсуждаться не в самом приятном для его менеджмента русле.
Дмитрий СИМАКОВ, Алексей ЗЕМЦОВ