Время новостей
     N°144, 13 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.08.2004
Среди шиитских лидеров больше умеренных, чем радикальных
Шиитское население сосредоточено в основном на юге и юго-востоке Ирака, среди 23 млн жителей страны численность шиитов достигает 60%. Основные центры -- порт Басра и священные для этой конфессии ислама города Эн-Наджаф и Кербела, где расположены мавзолеи с гробницами главных шиитских имамов Али и Хусейна. Шииты очень политизированы, известны склонностью к самопожертвованию и обладают организованными партийными структурами.

Умеренная часть шиитов образовала мирную оппозицию по отношению к американцам и местному временному правительству. Эти шииты понимают, что США принесли на своих штыках освобождение от ненавистной для них диктатуры Саддама. К тому же шииты способны обеспечить себе ключевые позиции в новом Ираке благодаря демографическому преобладанию. Отсюда родился курс на ненасильственные требования ухода иностранных войск и проведения скорейших выборов действительно представительных органов власти.

Примером умеренного шиитского лидера является влиятельнейший марджаийя (то есть духовный авторитет иракских шиитов, «источник» мудрости) и сейид (потомок пророка) 75-летний Али Хусейни ас-Систани. Он предпочитает стоять выше политики и полагает, что роль религиозного истеблишмента сводится к духовному воздействию на общество. Во время войны он призвал единоверцев сохранять нейтралитет.

Другой умеренный шиит -- Абдель-Азиз аль-Хаким, лидер «Высшего совета исламской революции Ирака» (ВСИРИ). Он сменил на этом посту старшего брата Мухаммада Бакра аль-Хакима, они оба вернулись из эмиграции в Иране весной 2003 года. В сентябре 2003 года Мухаммад погиб при взрыве заминированной автомашины рядом с мечетью Али в Эн-Наджафе. ВСИРИ располагает военизированным крылом «Катаиб аль-Бадр», численность которого оценивается в 10 тыс. человек.

Еще один видный шиит -- Ибрагим аль-Джаафари из исламской партии «Ад-Даава» («Призыв») -- стал ныне вице-президентом Ирака. Одно это говорит о том, что он достаточно гибок. Но в последние дни его заявления приобретают все более жесткий оттенок. Руководители партии утверждают, что 77 тыс. ее членов погибли в иракских застенках.

Наиболее радикальным шиитским движением является «Джамаат ас-Садр ат-тани» («Группа ас-Садра второго»). Оно названо по имени 31-летнего ходжат-оль-ислама (не самый высокий, но почетный титул среди шиитских духовных лидеров) Муктады ас-Садра, сына великого аятоллы Мухаммада Садика ас-Садра, убитого в 1999 году, скорее всего агентами Саддама. Муктада ас-Садр, который стоит ныне во главе шиитского восстания на юге, исповедует агрессивное участие духовенства в политике, он с самого начала резко выступал против режима оккупации и его «иракских марионеток». Оппоненты его часто критикуют за молодость («выскочка») и прорехи в исламском богословии.

Борьба радикалов и умеренных ведется и в рамках исключительно влиятельной силы, которая пока остается в тени, -- «Аль-Хауза аль-ильмия» («Научно-богословское объединение») с центром в Эн-Наджафе, за которой стоит Али ас-Систани. Это своеобразный верховный совет, в который входят выдающиеся шиитские священнослужители, заслужившие признание ученостью и вкладом в развитие богословской мысли. Его решения принимаются на основе консенсуса и обжалованию в шиитской среде не подлежат. «Аль-Хауза» создала в среде проживания единоверцев нечто вроде теневого правительства. Еще более тысячелетия назад, в 992 году, город Эн-Наджаф стал центром «Аль-Хаузы», став для шиитов «голосом Аллаха» и источником фетв (обязательных религиозных постановлений).

Юрий ТЫССОВСКИЙ
//  читайте тему  //  Иракский кризис