|
|
N°98, 06 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правила для джентльменов
Правительство России ускоренными темпами дорабатывает «Программу по реформированию межбюджетных отношений на период до 2005 года». Проект должен быть готов, по словам замминистра финансов России Евгения Бушмина, к 26 июня, чтобы основные его параметры вошли в бюджет 2002 г. Сегодня Михаил Касьянов познакомит с программой Совет Федерации. Вчера же на суд общественности на конференции в МЭРТ был представлен проект «Кодекса основных принципов федеративных экономических отношений в Российской Федерации». Это законодательная основа межбюджетной реформы. Проект готовился в рамках программы технического содействия странам СНГ Евросоюза (Tacis) и стоил около 2 млн евро.
«Исходная посылка проекта» согласно документу состоит в том, что «экономическое единство страны и эффективность функционирования экономических отношений, обеспечиваемые не бюрократической централизацией, а работающими рыночными механизмами в условиях определенных публично-правовых отношений, возможны, необходимы и составляют общий интерес федерального центра, регионов, муниципальных образований и всего населения». Положения кодекса строятся на основе Конституции России, законодательства, судебной практики (прежде всего решений Конституционного суда) и принципов Римского договора 1957 г., положившего начало Европейскому экономическому сообществу.
Поскольку необходимость сохранения и упрочения единого экономического пространства России -- аксиома, то, по мнению авторов проекта, все игроки на этом поле должны играть по единым правилам. Причем правила эти должны быть по возможности просты, понятны для населения и прозрачны в той же степени, что и границы для товаров, услуг и рабочей силы. Чтобы это стало реальным, федеральные и региональные органы власти должны сотрудничать «на основе приверженности федеративной идее» и нести взаимную ответственность.
Предметы ведения и полномочия должны быть разграничены законами, а не договорами (какие-то регионы заключили более удачные договоры с центром, какие-то менее, а где-то их вообще нет). Согласно кодексу обе власти (федеральная и региональная) должны вместе формировать «согласованную экономическую политику» -- разную для разных регионов в зависимости от местной специфики. Но стандарты и правила должны быть едины для всей страны, а в отношении нуждающихся территорий надо ввести государственный протекционизм, например, регулирование цен на продукцию естественных монополий. Равноправными должны быть и все хозяйствующие субъекты, а государству надлежит поддерживать конкуренцию.
В общем, документ независимо от того, как он будет называться -- кодекс или концепция, призван помочь построить в России цивилизованные, можно сказать, европейские экономические отношения. Однако даже его разработчики не были уверены в жизнеспособности кодекса в российских условиях, где так много «объективных и субъективных сложностей». В каждом выступлении авторов документа на конференции рефреном звучало: «Если проект вообще будет разрабатываться».
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ