|
|
N°98, 06 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Президент не против ввоза ОЯТ»
Госдума рассмотрит сегодня в третьем чтении поправки в законодательство, разрешающие ввоз в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Расклад сил в парламенте остался таким же, как и перед вторым чтением -- выступают открыто против лишь «Яблоко» и СПС. О своем видении ситуации корреспонденту газеты «Время новостей» Николаю ГОРЕЛОВУ рассказал замминистра по атомной энергии Валентин ИВАНОВ.
-- Каким, вы предполагаете, будет голосование?
-- Сказать, что голосование пройдет легко, я не могу, потому что давление со стороны оппонентов на депутатов очень большое. Многие депутаты опасаются за свою будущую репутацию. Технологические решения приравняли к политическим -- это очень большая беда. Политики не специалисты, они слушают своих избирателей, а люди на 99 процентов не понимают, о чем идет речь. Такой фон был и перед вторым чтением, а сейчас еще хуже -- отдельным депутатам поступают звонки с угрозами.
-- Кто оказывает давление на депутатов?
-- В первую очередь, экологические организации. Хотя мы еще в апреле обязались организовать экологическую экспертизу всех трех законов и провели ее -- все три официальных заключения государственной экспертизы, проведенной Министерством природных ресурсов, подписаны. Наш самый главный оппонент в Госдуме -- фракция «Яблоко». Их основной лозунг -- даже если все будет сделано правильно с технологической точки зрения, то все равно деньги разворуют. Возразить против этого трудно, потому что выйти на площадь и сказать, что не разворуют, я не могу. Но мы стараемся оговорить это законами, самая главная защита -- все деньги до последнего рубля пойдут в бюджет, и сами думцы будут решать, как делить доходы.
-- Если Григорий Явлинский говорит, что деньги разворуют, то докажите, что это не так, покажите, где и как будут контролироваться финансовые потоки.
-- Схема выглядит примерно так. Первое -- это заключение международных соглашений между правительством России и той страной, которая хотела бы освободиться от топлива. Второе -- это проект контракта, который составляется между хозяйствующими субъектами -- той компанией, которая обладает топливом, и нашими предприятиями. Этот проект контракта пройдет все виды экспертиз, прежде всего экологическую, где будет оцениваться безопасность при транспортировке, хранении и переработке, а также будет прописано, что с топливом будет происходить дальше. Контракт будет подписан только тогда, когда все экспертизы будут положительными, и правительство одобрит проект. Ввезти все топливо в один день невозможно, для этого потребуется пять, а может, и десять лет. Как только намечается ввоз первой партии, мы получаем деньги. Платежи зачисляются в бюджет. И на следующий год в расходной части бюджета будет строка, связанная с ОЯТ. C этого момента Госдума получает возможность контроля. После того как бюджет утвердят, начинается финансирование уже начатых работ по хранению ОЯТ и экологических программ. Далее подключается Счетная палата. У нас в Минатоме только в этом году она провела 12 проверок!
-- На что будут потрачены деньги от ввоза ОЯТ?
-- У нас лежат свои проекты. Нужно примерно 2,4 млрд долл. на капитальные вложения -- новые вагоны, новые суда, нужно построить хранилища. Мы прикидывали, сколько будет стоить в будущем переработка (естественно, по нашему нынешнему состоянию, а там, может, будет чуть дешевле или дороже) -- 8 млрд долл. Мы говорим государству: возьмите эти деньги у нас взаймы, пользуйтесь, а через 30--40 лет нам верните.
-- Когда же может начаться ввоз?
-- Если в этом году пройдем три чтения, Совет Федерации и президент подпишет, то самый оптимистический срок -- это три года после принятия закона. Кстати, может увеличиться лизинг -- увеличится продажа свежего топлива, но в виде ОЯТ оно по технологии к нам вернется, и мы получим деньги не раньше чем через 12--15 лет. Вот прежде всего на что направлены наши законы.
-- Вам известно мнение президента относительно проблемы ввоза ОЯТ?
-- Я сделал вывод, что он по крайней мере не против.
Беседовал Николай ГОРЕЛОВ