Время новостей
     N°143, 12 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2004
Предисловие к новому сезону
XII фестиваль российского кино «Окно в Европу» пройдет с 13 по 21 августа в Выборге
Страна, где есть два МХАТа, две Таганки, два главных телеканала и, как хочется некоторым, две столицы, просто обязана иметь два сходных кинофестиваля. Киносообщество в последние годы сравнительно удачно приспособилось делить себя между июньским Черным морем и Финским заливом в августе. Даже такой колосс, как ММКФ, оказался логично вписан в эту интересную схему: российские фильмы из его программы прямиком едут на северо-запад.

Система, повторю, возникла не сразу, а всего пару лет назад, когда вдруг ежегодно начали созревать на полдесятка-десяток больше, нежели прежде, картин, к тому же по преимуществу дебютов. И стало понятно, что кинопроизводство будет расти, а наш прокат постепенно выстраивается под принятый в цивилизованном мире порядок: то есть с грамотным использованием предсезонных фестивалей и всплеском прессы, с участием и учетом воли продюсера-дистрибьютора (а не только режиссера)... Тогда, в 2002-м, время шестидесятников, заправлявших в Выборге, и кончилось (мистическим образом именно годом раньше не стало Ростоцкого и Кулиша, двух корифеев фестиваля); на фестивале появились фильмы гламурных молодых (Филиппа Янковского, Романа Прыгунова и др.), сразу определивших новую расстановку сил; своим гениальным нюхом новый дух почуял Рудинштейн -- и впервые засветился в Выборге. С тех пор «Кинотавр» стал подводить итоги сезона, а «Окно в Европу» -- открывать новый. И главным на фестивале в Выборге стало в отличие от многих отечественных киносмотров именно кино, а не, допустим, престиж, не попса, не затраченные деньги, не чьи-то амбиции... Эта главная тенденция -- профессионализация фестиваля (а следовательно, ориентация на реальных действующих лиц в кино, а не на статуи и манекены), судя по заявленной программе, списку конкурсных и неконкурсных фильмов, составу жюри, -- нынче укрепится.

Игровой кинематограф в основном соревновании представлен так: «Hello, Дохлый» Алексея Гордеева, «Арье» Романа Качанова, «Весьегонская волчица» Николая Соловцова, «Вечерний звон» Владимира Хотиненко при участии Владимира Морозова и Александра Светлова, «Время жатвы» Марины Разбежкиной, «Десять заповедей» Георгия Габелии, «О любви в любую погоду» Аллы Суриковой, «Папа» Владимира Машкова, «Рагин» Кирилла Серебренникова, «Русское» Александра Велединского, «Срочный фрахт» Арменака Назикяна, «Чердачная история» Галины Евтушенко, «Четыре таксиста и собака» Федора Попова -- комплект до того потенциально разный и разнопотенциальный, что можно только радоваться за себя и сочувствовать жюри. Его председатель, начинавший в документальном кино Алексей Учитель, прошлогодний лауреат «Окна...», весьма удачно «совпал» с нынешним конкурсом, в котором целых три дебюта известных документалистов. Компанию Учителю составят актер Виктор Сухоруков, драматург Наталья Рязанцева, продюсер Сергей Члиянц, кинокритик Дмитрий Салынский и артистка из малоизвестных сериалов Наталья Суркова. И это жюри, что невозможно не отметить старожилу фестиваля, -- совершенно иное, нежели бывали прежде: сплошь новые люди.

Однако есть в Выборге и совсем другое жюри -- и совсем другой конкурс для игрового кино: «Выборгский счет». Его победитель определяется путем опроса как обычных зрителей, так и всего фестивального народца. Результат, безусловно, всегда предсказуем (побеждает так называемое кино для массы), но средняя, ближе к нижней, часть рейтингового списка -- предмет особого интереса творцов и критиков: именно там оказываются фильмы не для всех, которые и сравнивать-то нельзя, как слона и кита. В «Выборгском счете» нынче, кроме конкурсных картин, будут соревноваться нашумевшие «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, «Свои» Дмитрия Месхиева, «О» Сергея Соловьева, «Последний поезд» Алексея Германа-сына, «Игры мотыльков» Андрея Прошкина, «Долгое прощание» Сергея Урсуляка и «Возвращение» Андрея Звягинцева. Документалист Сергей Мирошниченко возглавит жюри конкурса неигровых фильмов, в котором 31 работа. 21 анимационная картина -- в списке для жюри под руководством режиссера Михаила Алдашина. Увы, эти два вида кино смотрят обычно гораздо хуже, нежели те произведения, где есть актеры; нам до феномена Майкла Мура еще далеко. Нынче, к счастью, вроде бы силами города и организаторов фестиваля приведен в относительный порядок зал ДК имени 50-летия Октября, где идут эти два конкурса, а то условия показа могли терпеть лишь не избалованные ничем аниматоры и документалисты, хорошо знающие реальную жизнь и умеющие с ней справляться.

Сложносоставная структура фестиваля включает в себя также еще две позиции. Это рубрика «Реванш» -- для фильмов, которые ничего не снискали в Сочи или Москве, нынче это «Ночь светла» Романа Балаяна, и только; не очень понятно, с кем картина борется -- то ли сама с собой, то ли со зрителем... А также представление более-менее начатых проектов; нынче их шесть -- «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, «Бегущая по волнам» Валерия Пендраковского, «Девятая рота» Федора Бондарчука, «Итальянец» Андрея Кравчука, а также два анимационных -- «Демон» Ирины Евтеевой и «Незнайка-Карабасс» (имя автора в пресс-релизе не указано). Далеко не все из презентованных начинаний становятся реальностью -- так и не начал съемки Никита Михалков, читавший в прошлом году на протяжении двух с половиной часов фрагменты из сценария «Утомленных солнцем-2», но узнать даже и о замысле видного кинодеятеля всегда интересно.

В отличие от старшего товарища дебютантка в режиссуре Рената Литвинова, также в прошлом году презентовавшая в Выборге свой проект, его завершила. И фильм «Богиня» покажут на открытии фестиваля -- после «Чучи-3» Гарри Бардина, тоже премьеры. А наиболее ожидаем мною, безусловно, последний фестивальный сеанс -- там будет «Настройщик» Киры Муратовой, где Литвинова в одной из главных ролей.

Но «сегодня» и «завтра» не бывают без «вчера», и в своем прошлом взрослые люди находят много отрадного, принимая часто засахаренное варенье за витамины. 25 лет исполняется фильму «Экипаж» Александра Митты -- и эта дата будет отмечена в Выборге, прозвучат слова «первый отечественный фильм-катастрофа», «героизм» и «постельная сцена».

А вот 20-летие «Покаяния» зафиксируют словесными бдениями на традиционном «круглом столе». На вечные вопросы «Что изменилось в России?» и «Что изменилось в нашем кино?» главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, кинорежиссер Андрей Смирнов, артист Михаил Козаков, драматург Валентин Черных и другие известные кинематографисты, нет сомнения, найдут верный ответ.

Футбола и цирка в Выборге не бывает.

Ольга ШЕРВУД
//  читайте тему  //  Кино