|
|
N°143, 12 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Региональная экспансия продолжается
«Аэрофлот» овладел Архангельском
«Аэрофлот» превратил «Архангельские воздушные линии» (АВЛ) в свою дочернюю фирму. Вчера «Аэрофлот» объявил, что контролируемый им консорциум прибрел компанию АВЛ, которая до сих пор имела статус федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). Стратегия, в рамках которой совершена эта сделка, предусматривает, что к 2010 году «Аэрофлот» превратится из компании с одним базовым аэропортом (московское Шереметьево) в холдинг с филиалами в разных регионах России. До некоторой степени эта структура должна будет напоминать «Аэрофлот» советских времен. Правда, возврат к старому доброму прошлому идет довольно медленно. Архангельская «дочка» -- всего вторая у «Аэрофлота». Первая -- «Аэрофлот-Дон» -- появилась четыре года назад.
Как сообщила вчера пресс-служба крупнейшей авиакомпании России, на торгах по продаже АВЛ победу одержало ЗАО "Аэрофлот-Норд", учрежденное «Аэрофлотом» (51% акций) и московской консалтинговой фирмой ООО «Авиаинвест» (49% акций). Новое авиапредприятие будет работать под маркой «Аэрофлот-Норд». Оно получит в наследство маршрутную сеть АВЛ и, как сказал заместитель генерального директора «Аэрофлота» по стратегическому и корпоративному развитию Сергей Харитонов, возможно, откроет новые воздушные линии.
По сходной схеме в 2000 году в Ростове-на-Дону была организована компания «Аэрофлот-Дон». В ней «Аэрофлот» также получил контрольный пакет акций размером 51%. Свою долю уставного капитала московский инвестор внес двумя самолетами Ту-154. Вчера г-н Харитонов сообщил, что и «Аэрофлоту-Норд» его компания поможет обновить парк, обучить персонал и подтянуть стандарты обслуживания клиентов до аэрофлотовских.
Партнерство «Аэрофлота» с АВЛ прошло несколько эволюционных стадий. Полное поглощение архангельского предприятия стало закономерным и ожидаемым итогом этого процесса. Осенью прошлого года две компании решили отказаться от конкуренции на линии Москва--Архангельск и заключили соглашение «код-шеринг». С конца сентября 2003 года «Аэрофлот» снял свои самолеты с этой линии, полностью передав ее архангельским партнерам. Надо отметить, что на международных маршрутах «Аэрофлот» имеет «код-шеринговые» соглашения с полутора десятками авиакомпаний, но внутри России до АВЛ такие отношения у него сложились только с одной фирмой -- с собственной «дочкой» «Аэрофлот-Дон».
В марте этого года гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов рассказал прессе, что ведет переговоры о слиянии с несколькими российскими региональными авиакомпаниями, назвав в качестве примера АВЛ и «Самару». Вчера стало известно, что в отношении АВЛ эти планы успешно реализованы. Поглощение средних по масштабам региональных компаний стало в последние пару лет излюбленным спортом предприятий, претендующих на первые роли в отечественном авиатранспортном бизнесе. Именно таким путем непрерывно расширяют сферу своего влияния компании «Сибирь» и UTair, занимающие соответственно вторую и пятую строчки в рейтинге российских авиакомпаний. «Аэрофлот», очевидно, тоже признал этот путь наиболее перспективным.
В 2003 году АВЛ перевезла 278 тыс. пассажиров. Ее парк включает 22 самолета, в том числе четыре Ту-154, десять Ту-134, четыре Ан-24, три Ан-26 и один Як-40. «Аэрофлот» в том же году на своих 92 самолетах перевез 5,9 млн пассажиров.
Михаил КУКУШКИН