Время новостей
     N°143, 12 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2004
Чтобы капало
Правительственные чиновники впервые заступились за ЮКОС
Российские чиновники вчера впервые высказались за сохранение основной деятельности ЮКОСа -- добычи, переработки и торговли нефтью. Едва ли причина этих высказываний -- их любовь к нефтяной компании Михаила Ходорковского. Речь идет о реально возникших опасениях по поводу перебоев с экспортом российской нефти на мировые рынки.

Вчера глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян призвал правительство сделать все, чтобы разблокировать счета ЮКОСа, арестованные судебными приставами. Вероятно, об этом же шла речь и на вчерашней встрече министра промышленности и энергетики Виктора Христенко (непосредственного начальника г-на Оганесяна) с Владимиром Путиным, на которой прежде всего обсуждалась тема нефтедобычи и экспорта. На вопрос президента, какие компании наращивают добычу, г-н Христенко ответил: "Все российские компании наращивают объемы добычи и увеличивают поставку нефти на мировой рынок -- к концу года объем экспорта нефти составит 260 млн тонн, этот темп в энергетической стратегии был заложен как оптимальный сценарий". И добавил, что имеет в виду ЛУКОЙЛ, ЮКОС, "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". Трудно, однако, представить ситуацию, в которой ЮКОС, с одной стороны, вот-вот остановит свое производство по причине ареста своих счетов, а с другой, вдруг оказывается в числе передовиков российского экспорта. Уже из того факта, что г-н Христенко упомянул компанию именно в этом качестве, следует, что власти для сохранения ЮКОСа в качестве "производственной единицы" в последний момент оказались готовы к смягчению давления на него. Судя по всему, г-ну Оганесяну и было поручено озвучить эту позицию в форме предложений Минпромэнерго правительству.

Ситуация с нефтяным экспортом из России мировыми рынками воспринимается как «тревожная»: трейдеры по-прежнему опасаются, что ЮКОС прекратит поставки, и этот фактор является существенной надбавкой к цене барреля. ЮКОС ежедневно экспортирует, по словам г-на Оганесяна, 700 тыс. баррелей нефти. В мировых масштабах это довольно серьезный объем, так как в случае остановки поставок заместить их будет довольно сложно -- ОПЕК на днях оценила свои резервы лишь в 600 тыс. баррелей. Кроме того, в условиях, когда в Ираке чуть ли не каждую неделю совершаются теракты на экспортных нефтепроводах, цены на нефть ежедневно ставят рекорды. Эксперты прогнозируют, что в самое ближайшее время они достигнут 50 долл. за баррель. Понятно, что в такой ситуации страны Европы и США опасаются снижения темпов роста экономики и возможных финансовых катаклизмов.

Россия могла бы снизить эти опасения, нейтрализовав различные домыслы вокруг экспортных поставок ЮКОСа. Заявление г-на Оганесяна звучит недвусмысленно, причем адресовано оно в том числе и Западу. «Этот вариант развития событий (остановка ЮКОСом экспорта и добычи. -- Ред.) вполне реален, -- цитирует его заявление зарубежным СМИ агентство Reuters. -- Если компания, которая добывает нефть, не может заплатить таможенные пошлины за транспортировку нефти, то это волей-неволей приведет к вынужденной остановке скважин. Имея такой прогноз, мы поставили в известность министерство (промышленности и энергетики, возглавляемое Виктором Христенко. -- Ред.), а министерство -- правительство. Исходя из того, что меры, которые должны быть предприняты, не должны привести к остановке скважин, мы ставим вопрос о разблокировании счетов ЮКОСа для проведения минимальных необходимых расчетов. Наша цель -- не допустить остановки скважин, поскольку сегодня ЮКОС -- это 20% добычи (России. -- Ред.), и «перехватиться» у других компаний невозможно».

По мнению г-на Оганесяна, доступ к счетам необходим ЮКОСу прежде всего для продолжения экспорта, поскольку компания должна оплачивать экспортную пошлину Государственному таможенному комитету, а соответствующие средства на счетах ГТК закончились 10 августа. «До вчерашнего дня деньги лежали на счетах ГТК, поэтому операции продолжались, но уже сегодня deadline (последний срок), -- сказал он. -- Вопрос неостановки экспорта, в том числе по железной дороге на Китай, тоже необходимо решить в рамках разблокирования счетов».

Впрочем, судебные приставы уже распространяли заявления о том, что они не намерены блокировать добычу и экспорт нефти ЮКОСа. По их утверждениям, арест акций дочерних добывающих предприятий направлен в первую очередь на то, чтобы предотвратить их отчуждение акционерами и менеджментом до взыскания долга перед государством. Интересно другое: блокировать действия дочерних компаний ЮКОСа теперь решил его акционер -- Group MENATEP. Вчера вечером стало известно, что она объявила о дефолте по выданному кредиту ею ЮКОСу в размере 1,6 млрд долл. В связи с тем, что в его обеспечение заложены денежные потоки от экспорта нефти (так же, как и по другому кредиту в 1 млрд долл., по которому уже объявлен дефолт), «дочки» ЮКОСа, торгующие нефтью, могут снизить оплату услуг всех остальных подразделений ЮКОСа, включая добывающие. И в этом случае эксперты не исключают «затруднений» в оперативной деятельности всего холдинга.

Таким образом, вполне законно потребовав вернуть кредит, Group MENATEP тем самым еще больше обострила ситуацию по принципу "чем хуже, тем лучше". Очевидно, что государство теперь поставлено перед прямым выбором: либо, как предлагает Минпромэнерго, способствовать снятию ареста со счетов ЮКОСа с целью финансировать текущую деятельность компании, либо сделать вид, что ничего страшного не происходит, и продолжать давление, включая угрозы быстрой продажи главного добывающего актива -- "Юганскнефтегаза". Г-н Оганесян вчера отказался обсуждать возможные варианты развития событий, сказав лишь: «Думаю, что если будут справедливые цены и прозрачный и честный конкурс, приобрести активы смогут только западные компании».

Как обычно, на все заявления и новости вокруг ЮКОСа весьма сильно реагировал фондовый рынок. После слов г-на Оганесяна акции компании вначале заметно подросли, а после сообщения об объявленном дефолте еще больше подешевели. Вчерашний день в принципе был даже в чем-то особенным -- ни ММВБ, ни РТС торгов бумагами опальной компании не останавливали. Впрочем, нельзя исключать, что это произойдет сегодня: участники фондового рынка намекают, что акциями ЮКОСа сейчас играют в основном те, кто имеет доступ к информации о готовящихся шагах судебных приставов и ответах на них со стороны компании. Деньги на этом зарабатываются немалые, а потому информационная атака вокруг ЮКОСа вряд ли прекратится в ближайшее время.

Николай ГОРЕЛОВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа