|
|
N°98, 06 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вы не в церкви, вас не обманут
Обиженным питерским вкладчикам есть куда пойти
Оздоровление морального климата в банковском секторе, как и многие другие добрые дела нашего времени, начинается с Санкт-Петербурга. Неудивительно, что московским банкам, расширяющим свой бизнес в Северной Пальмире, приходится перенимать у более продвинутых коллег кое-какие секреты ремесла. Одно из питерских нововведений -- кодекс банковской деятельности, к которому вчера присоединились местные филиалы столичных Номос-банка и банка «Зенит».
Банкиры, объединенные в питерскую Ассоциацию коммерческих банков (АКБ), решили написать кодекс после финансового кризиса 1998 года. На эту работу у них ушел почти год. Под итоговым документом уже подписались руководители 33 кредитных организаций -- крупнейших питерских банков и примкнувших к ним позднее Альфа-банка, МДМ-банка, Гута-банка, Газпромбанка и Северо-Западного Сбербанка.
Президент АКБ Владимир Джикович говорит, что кодекс ориентирован прежде всего на банки, работающие с частными вкладчиками. «К нему не присоединились, например, БНП-Дрезднер банк и Креди Лионэ Русбанк, поскольку они не работают с вкладами граждан», -- поясняет он.
Нежелание западных банков ставить свои подписи под кодексом может иметь и менее прозаическое объяснение. Документ сугубо декларативен. По сути, банки берут на себя всего два обязательства -- не хамить и не дурить своих клиентов. В качестве бонуса они обещают информировать о своих услугах на понятном вкладчикам языке.
Не менее декларативен реализуемый АКБ механизм защиты прав вкладчиков. Любой гражданин, недовольный обслуживанием в одном из банков-подписантов, может жаловаться на обидчиков в АКБ. По словам г-на Джиковича, чаще всего жалуются клиенты многофилиальных банков. Обиженных вкладчиков в АКБ утешают как могут, а о провинностях клерков сообщают их непосредственному руководству.
Зато вкладчикам проблемных банков АКБ не помощник. «СБС-Агро никогда не был членом нашей ассоциации», -- поясняет президент АКБ.
Ни в Номос-банке, ни в «Зените» нашей газете не смогли вчера объяснить, зачем им понадобилось присоединяться к кодексу. Ни тот ни другой не замечены в активной работе на розничном рынке: в конце первого квартала по объему частных вкладов «Зенит» занимал 41-е место в России (600 млн руб.), а Номос-банк -- 87-е (200 млн руб.).
Владимир ФЕДОРИН