|
|
N°142, 11 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чужой среди своих
Верховный суд оставил в силе приговор следователю СК МВД
Вчера Верховный суд (ВС) оставил в силе приговор по делу следователя Следственного комитета МВД РФ Павла Зайцева. Суд не удовлетворил его жалобу на приговор, вынесенный Мосгорсудом в ноябре прошлого года, когда следователь был признан виновным в превышении должностных полномочий и получил наказание в виде двух лет условно с испытательным сроком один год. Никто из участников вчерашнего заседания иного результата не ожидал, но г-н Зайцев, который требовал полного оправдания, намерен и дальше отстаивать честь своего мундира.
Дело следователя Зайцева стало одним из «ответвлений» нашумевшего дела по контрабанде мебели, реализуемой торговыми домами «Три кита» и «Гранд». Павел Зайцев вместе с коллегами из ГТК первым обнаружил нелегальные поставки мебели еще в 2000 году. По их версии, мебель завозилась в Россию по заниженным ценам через поставные фирмы. При этом сумма неплатежей таможенных пошлин составляла миллионы долларов. Один из владельцев торговых домов Сергей Зуев сначала согласился уплатить штраф ГТК в размере 2,5 млн долл., но потом стал писать жалобы в Генпрокуратуру. Прокуратура решила сама разобраться в деле о контрабанде и вскоре прекратила его, одновременно возбудив три новых дела, но уже в отношении самих участников расследования: сотрудников ГТК Александра Волкова и Марата Файзулина -- за неправомерное взимание штрафа с Зуева (летом прошлого года Дорогомиловский райсуд их оправдал), а также Павла Зайцева -- за незаконное задержание и превышение должностных полномочий. В сентябре 2002 года Мосгорсуд оправдал Зайцева, но по протесту прокуратуры ВС вернул дело на новое рассмотрение. Повторный процесс начался со скандала -- судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина взяла самоотвод и заявила, что на нее оказывается давление со стороны замгенпрокурора Юрия Бирюкова и председателя суда Ольги Егоровой. Дело передали другому судье, и в ноябре прошлого года был вынесен обвинительный приговор. Суд установил, что Зайцев провел десять обысков с нарушением закона -- без санкции прокуратуры, чем превысил свои полномочия. При этом суд освободил Зайцева от ответственности по обвинению в незаконном задержании за истечением сроков давности и позволил ему остаться на своей должности. «Судья -- это специализированный субъект власти. Если он заявляет о том, что на него оказывается давление, Генпрокуратура обязана была провести расследование и возбудить уголовное дело -- либо в отношении г-жи Егоровой за превышение должностных полномочий, либо в отношении г-жи Кудешкиной за клевету. Ничего этого не произошло. И это говорит о халатности прокурорских работников или дает основания полагать о заинтересованности Генпрокуратуры в исходе моего уголовного дела», -- заявил вчера г-н Зайцев.
Свою жалобу на приговор следователь обосновал тем, что Мосгорсуд, посчитав обыски проведенными с нарушением закона умышленно, никаких доказательств умысла обвиняемого не привел. «Суд очевидно игнорировал те обстоятельства, что Зайцев был уверен в законности своих действий, -- заявил его адвокат Александр Гофштейн. -- Во всех десяти случаях обысков, вмененных в вину моему подзащитному, Зайцев уведомлял Генпрокуратуру не позднее десяти часов с начала проведения этих следственных действий. Трудно представить себе, что работник правоохранительных органов, убежденный, что нарушает закон, первым делом ставит в известность об этом Генпрокуратуру. Зайцев же в данном случае выполнял прямые указания своего начальства и никакого секрета из своих действий не делал».
Еще одним основанием для отмены приговора защита считала допущение грубого нарушения в ходе следствия, а именно -- отмену постановления о возбуждении уголовного дела. Таких постановлений было два, и они «существенно различались между собой», что, по словам г-на Гофштейна, должно было повлечь немедленное прекращение судебного следствия.
В доказательство фальсификации документов Павел Зайцев представил расшифровку аудиозаписи его разговора со старшим прокурором Генпрокуратуры Михаилом Горшковым (Мосгорсуд признал эту запись недопустимым доказательством). «Горшков сказал Зайцеву: «Паша, это дело -- чистая заказуха. Ты стал жертвой интриг. Горбунову (одному из следователей Генпрокуратуры. -- Ред.) обещали за это генеральское кресло», -- рассказывал адвокат Гофштейн.
Гособвинитель Камиль Кашаев считает эти доводы несостоятельными. По его словам, Зайцев далеко не всегда сообщал в Генпрокуратуру, что проводил обыски. Кроме того, он отметил, что указания начальства следователя «поступали в устной форме, тогда как должны были быть выполнены в письменной, потому что затрагивают права и свободы граждан».
ВС оставил приговор в силе, но сам г-н Зайцев не сдается: «Сначала я буду подавать жалобу в президиум суда, напишу письмо Путину. А если это не поможет, то обращусь в Европейский суд по правам человека -- там я точно выиграю дело, хотя мне не хочется позорить наши правоохранительные органы на весь мир».
Екатерина БУТОРИНА