|
|
N°98, 06 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Троянский конь» оказался смирным
Россия больше не боится ГУУАМ
Сегодня в Ялте президенты пяти государств, входящих в объединение ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), впервые проведут саммит на территории СНГ. Встреча, откладывавшаяся несколько раз, пройдет в течение двух дней в Ливадийском дворце, и ее результатом, возможно, станет формальное учреждение этой организации (ГУАМ создан с благословения Вашингтона в 1997 году для поддержки транспортного коридора Европа -- Кавказ; спустя год ГУАМ стал длиннее еще на одно «У» -- к нему присоединился Узбекистан).
В ельцинские времена Москва ревниво взирала на эту группировку, видя в ней «троянского коня» Запада, пытавшегося подорвать усилия России по воссозданию в СНГ «пояса безопасности». При этом члены гууамовского клуба не уставали подчеркивать, что не собираются строить оборонный союз. Однако ведущая роль в ГУУАМ предназначалась Украине, которая постоянно высказывала особое мнение в рамках СНГ, и объединение вызывало у Кремля неприязнь.
С 1 июня все изменилось. На минском саммите СНГ президент Путин дал новую установку: «Одновременное существование в СНГ таких организаций, как ЕврАзЭс и ГУУАМ, не только не мешает, но даже способствует интеграции внутри Содружества». Причина такой «смены вех» объясняется просто. С того момента, как в феврале этого года в Молдавии был избран президент-коммунист Владимир Воронин, ГУУАМ перестал быть «занозой» России в ближнем зарубежье. Свой первый зарубежный визит г-н Воронин нанес не в Киев, а в Москву, и в Кишиневе заговорили о присоединении к российско-белорусскому союзу. А после саммита в Минске молдавский президент и вовсе заявил о готовности вступить в возглавляемое Россией Евразийское экономическое сообщество. Проблема у Кишинева исключительно географического свойства: членом ЕврАзЭс может быть государство, имеющее с его участниками общие границы. Но все решается, стоит только принять в ряды «евразийцев» и Украину, отделяющую от них Молдавию. Вчера г-н Воронин сообщил: «В Минске я уже почти убедил президента Украины Кучму вступить в Евразийский союз. Этот вопрос мы будем обсуждать в Ялте». Нетрудно себе представить, во что превратится гууамовский саммит, если одной рукой там будут учреждать один союз, а второй -- вербовать его членов в другой.
Дискуссия на эту тему способна подорвать встречу в Ливадии еще и потому, что хорошо известно отношение к ЕвроАзЭс одного из участников саммита -- президента Узбекистана Ислама Каримова. В том же Минске он назвал идею по созданию ЕврАзЭс «инициативой для отвлечения внимания народов и попыткой ряда руководителей СНГ взять лавры интеграторов». Вряд ли предложение молдавского президента будет способствовать и его взаимопониманию с узбекским лидером, которое г-н Воронин успел нарушить сразу после своего прихода к власти. Тогда он заявил, что Молдавия не пойдет в СНГ, где процветает культ личности, по пути таких стран, как Азербайджан, Казахстан и Узбекистан.
Пассаж, обращенный, видимо, в сторону Запада, особенного впечатления там не произвел. Во всяком случае одна из палат конгресса США уже проголосовала за прекращение военной помощи как Молдавии, проголосовавшей за коммунистов, так и Казахстану с его авторитарным лидером. Когда же на прошлой неделе в Минске «обличитель» авторитарных режимов г-н Воронин запросил встречи с Каримовым, то получил отказ. В свою очередь и узбекский премьер отказался встречаться с главой молдавского кабинета. Снизошел до встречи со своим коллегой из Кишинева лишь министр иностранных дел Узбекистана, объяснивший своему визави, что если его президент «оговорился», то прилично бы извиниться. Что и поспешил сделать Владимир Воронин, встретившись с Каримовым на общей встрече президентов.
В Москве, конечно, знают о настроениях, «размывающих» ГУУАМ, а потому ялтинский саммит россиян не слишком беспокоит, даже если членами объединения, как обещано президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе, захотят стать Болгария и Румыния. Тем более что, по его же уверению, Россию, как, впрочем, и Армению, готовы пригласить в эту организацию в качестве наблюдателей. В любом случае нового союза в Ливадии образовано не будет, не появится и никаких наднациональных органов. ГУУАМ скорее всего предстанет ассоциацией государств, преследующих экономические цели, в частности создание на своих пространствах зоны свободной торговли. Но это как раз то, на что евразийскому союзу потребовалось целых семь лет.
Светлана ГАМОВА, Кишинев, Аркадий ДУБНОВ