|
|
N°98, 06 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гигиенические прокладки для боевиков
Эдуард Шеварднадзе устал от чеченских гостей
Обсудив с Владимиром Путиным на саммите СНГ проблему Панкисского ущелья, Эдуард Шеварднадзе сделал примечательное заявление. Он сказал, что Россия должна помочь находящимся в Грузии чеченским беженцам (около семи тысяч) вернуться на родину. По его словам, как только появится малейшая возможность, Россия должна сделать все для постепенного вывода этих людей, оказать им материальную поддержку, построить разрушенные во время чеченской войны дома и так далее.
Очевидно, что под давлением Москвы грузинское руководство решило избавиться от изгнанников, среди которых, по данным российской стороны, есть боевики. Как предполагает тбилисская газета «Резонанс», процесс может начаться уже через две-три недели, иначе Москва не пойдет на уступки по визовому режиму. Даже если кто-нибудь из чеченцев рискнет остаться, то зачистить Панкиси будет несравненно легче.
Слова Шеварднадзе перекликаются с недавним заявлением Владимира Рушайло. Секретарь Совета безопасности России отметил «позитивные сдвиги» в позиции грузинских властей, особенно после переговоров 23 мая с главой МВД Грузии Кахой Таргамадзе, который согласился, что в Панкисском ущелье сложилась «специфическая ситуация». Однако Рушайло напомнил, что в Тбилиси продолжает функционировать представительство Ичкерии и информационный центр, «ведущие антироссийскую деятельность и занимающиеся материальным и финансовым снабжением боевиков».
То, что для Ичкерии Панкисское ущелье не только место компактного проживания изгнанников, явствует из опубликованного во вторник в другой влиятельной тбилисской газете, «Дрони», интервью с высокопоставленным представителем грузинских правоохранительных органов, пожелавшим остаться инкогнито. По его словам, Панкиси ежедневно пополняется тремя-четырьмя боевиками (некоторые лечатся, другие отдыхают), их общая численность к концу мая составила 300--350 человек и они намереваются уйти обратно в Чечню через перевалы небольшими вооруженными группами. По словам чиновника, в Панкиси находится и Руслан Гелаев. Еще один примечательный эпизод -- активные и неконтролируемые поставки в ущелье гуманитарных грузов как из исламских государств, так и из Польши (известно, сколь влиятельно чеченское представительство в Кракове). «За одну неделю, -- рассказывает источник газеты, -- в ущелье прошло шесть "КамАЗов" с гигиеническими прокладками. Кто знает, что на самом деле провозили в этих машинах?»
Стараясь действовать превентивно, вице-премьер Чечни Ахмед Закаев заявил грузинскому агентству новостей «Прайм-Ньюс», что «люди доброй воли во всем мире с восхищением наблюдают за стойкостью грузинского руководства против беспрецедентного давления со стороны России, добивающейся участия Грузии в геноциде чеченского народа». По словам Закаева, такой политический деятель, как Эдуард Шеварднадзе, мог бы выступить посредником в урегулировании чеченского конфликта. Более того, по словам Закаева, «было бы эффективно присутствие в Чечне если не миротворческих сил, то хотя бы военных наблюдателей из Грузии».
Но вряд ли Тбилиси снова решится дразнить Москву. Председатель парламентского комитета по внешним связям Нино Бурджанадзе заявила, что ситуация в Панкисском ущелье и сложный социальный фон в самой Грузии вынуждает руководство страны задействовать -- как можно деликатнее -- механизм возвращения чеченцев.
Генеральный представитель Ичкерии в Грузии Хизри Алдамов продолжает настаивать, что беженцев нельзя выпроваживать, пока в Чечне есть российские солдаты. Впрочем, его мнение скорее всего проигнорируют.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси