|
|
N°98, 06 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судьба идеи
Бюджетный процесс выходит из тени
«Не думаю, что это нормальная практика, когда правительство весьма болезненно реагирует на критику советника президента Андрея Илларионова, но очень вяло реагирует на поручения самого президента», -- сказал несколько дней назад газете «Время новостей» высокопоставленный кремлевский чиновник при обсуждении проблемы реструктуризации кабинета министров. После внесения Минфином в правительство основных характеристик бюджета 2002 года, которые завтра будут обсуждаться на заседании кабинета, у главы государства появился новый повод быть недовольным деятельностью Белого дома.
Ведомство Алексея Кудрина честно исполнило поручение Владимира Путина и вместе с параметрами бюджета-2002 представило проектировки перспективного финансового плана до 2004 года. Однако ключевая идея экономической политики, которую президент последовательно высказывал и в бюджетном послании, и в ежегодном послании Федеральному Собранию, -- о создании внутри федерального бюджета стабилизационного фонда -- фактически «замусолена».
Минфин составил бюджетный план с общим профицитом -- 1,26% ВВП в 2002 году, 1,34% ВВП в 2003-м и 1,59% ВВП в 2004-м. В абсолютных цифрах в сумме профицит составит более 500 млрд рублей, или более 16 млрд долл. по текущему курсу. В среднем это соответствует долговым выплатам России в течение года. В представленном Минфином документе говорится, что профицит «планируется направить на погашение государственного долга», а дополнительные доходы (т.е. превышающие профицит) -- «в первую очередь на сокращение объемов привлечения внутренних источников финансирования дефицита с целью минимизации процентных расходов и расходов по погашению внутреннего долга в последующих периодах, а также на формирование стабилизационного фонда, позволяющего обеспечивать сглаживание пиков платежей по государственному внешнему долгу».
Из этой формулировки определенно вытекает лишь то, что в стабилизационный фонд могут быть направлены средства, полученные сверх бюджетного профицита. Чиновник из окружения Михаила Касьянова вчера в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» затруднился прокомментировать смысл минфиновского плана, заметив, что «возможно, Минфин что-то невнятно сформулировал -- стабфонд должен формироваться за счет профицита». Сам же Михаил Касьянов вчера сообщил, что «стабилизационные ресурсы» бюджета должны быть сформированы за счет дополнительных доходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
Разница в формулировках дает представление о том, насколько разнятся позиции чиновников по поводу механизма стабилизационного фонда. Содержательные различия между «допдоходами от высоких цен на экспортные товары» и «профицитом» дают широчайшее поле для дискуссий о судьбе идеи Владимира Путина, а вернее, его экономического советника. В представленном Минфином документе сказано, что механизм формирования и использования стабилизационного фонда будет определен в законе о бюджете. Закон, заверил источник в аппарате Алексея Кудрина, в соответствии с Бюджетным кодексом в конце августа будет внесен в Думу, в то время как в правительство он поступит только в начале августа. Тогда и станет ясно, как представляют себе стабфонд в Минфине.
«Новинкой» бюджетного планирования выглядит и сам принцип формирования доходной и расходной части основного финансового закона. Если Андрей Илларионов -- сторонник ограничения расходов в принципе, то правительство подошло к проблеме с точки зрения экономической теории. Михаил Касьянов заявил вчера, что за основу расчетов взят уровень непроцентных расходов по отношению к объему ВВП. Оптимальный размер этого соотношения, по мнению премьер-министра, составляет 12% ВВП, и увеличивать его нельзя. И поскольку ВВП в номинальном выражении растет, то будут расти и разнообразные расходы, но в рамках заявленной пропорции. По оценке Минфина, в этом году она составляет 12,31%, в следующем запланировано 11,91%, в 2003-м и 2004-м -- соответственно 11,62% и 11,47%.
Алексей Кудрин вчера особо подчеркнул, что спланированный бюджет ориентирован на то, что Дума примет все налоговые законопроекты в срок и с нового года они вступят в силу. При этом в бюджет 2002 года Минфин предлагает заложить 90-процентную собираемость налогов.
С завтрашнего дня споры о бюджете станут более открытыми и, можно надеяться, аргументированными. С началом обсуждения на правительстве к идейным дискуссиям смогут присоединиться все, кто того пожелает.
Вера КУЗНЕЦОВА, Андрей ДЕНИСОВ