Время новостей
     N°142, 11 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.08.2004
Глазами, повернутыми внутрь
Выставка художника Владимира Яковлева открыта в ГЦСИ
Нестерпимо пошло оправдывать творчество художника его физическим недугом. Если мастер эпилептик, то, так и быть, простим ему неточный цвет, неуверенную композицию. Ведь все мы люди, все мы человеки! А если художник слепой? Тогда лексика жалостливого критика сочится льстивым сюсюканием: о предвидении, интуиции, избранничестве... И это словоблудие художника не спасает: шанс узнать, кто он на самом деле, оказывается ничтожно мал. Главные жертвы этой унизительной жалости как раз те обиженные природой мастера, кому похвала может адресоваться без снисхождения. Увы, раз обжегшись на лжи, умные люди уже не оборачиваются на очередной зов критика, поющего осанну новому Тересию или Гомеру с мольбертом и кисточкой.

Владимир Яковлев из таких, кого жалость и снисхождение унижают вдвойне. Это подтверждает открывшаяся в Государственном центре современного искусства на Зоологической выставка его работ из собрания ГЦСИ и частных коллекций. Посетив экспозицию, уважающий себя критик не посмеет стыдливо отвести взгляд и в рецензии воспользоваться языковыми льготами для художников-инвалидов. Да, Владимир Яковлев видел мир «глазами, повернутыми вовнутрь» (метафора из текста куратора выставки Виталия Пацюкова). Был почти лишен зрения. И при этом оказался абсолютно чуток ко всем стилистическим явлениям XX века, от пуантилизма, супрематизма до неоэкспрессионизма! Ходишь по маленькому залу с тремя десятками картин и рисунков Яковлева, а насыщаешься впечатлениями так, как после променада по анфиладе дюссельдорфского Кунстхалле с гигантской выставкой мирового гуру масштаба Базелитца. Как этот факт сопряжен с биографией Яковлева? А вот как... Родившийся 15 марта 1934 года в городе Балахна Нижегородской области художник хотя и был внуком импрессиониста Михаила Яковлева, систематического образования нигде не получил; работал фотографом-ретушером в издательстве «Искусство», с десяти лет наблюдался в психиатрических больницах, в результате болезни с конца 50-х почти полностью потерял зрение, а умер 10 октября 1998 года в психоневрологическом интернате №30.

Искалеченный, незрячий художник говорил с миром на самом рафинированном живописном языке, привлек в союзники основные стили XX века и владел их синтаксисом виртуознее иных ученых мэтров. Наверное, это чудо, наверное, избранничество... Но такие любимые критиками заклинания в творчестве Яковлева ровным счетом ничего не проясняют. Лучшим признанием большого таланта мастера, на мой взгляд, могла бы быть добросовестная монография о нем. И полный каталог его рассыпавшихся по миру работ.

Виталий Пацюков: В России осталась меньшая часть наследия Яковлева

О подготовке выставки Владимира Яковлева в ГЦСИ обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказал куратор экспозиции, известный исследователь российского неофициального искусства Виталий ПАЦЮКОВ.

-- Были ли проблемы в организации выставки?

-- Главную можно назвать следствием трагедии судьбы искусства нонконформизма: в больших российских музеях (ГТГ, Русском) работ мастеров того поколения единицы, основная часть давно продана за рубеж. Произведения на открывшуюся выставку мы получили от сестры Владимира Яковлева Ольги Яковлевой, от друзей -- Игоря Маркина, Тамары и Ираклия Мосешвили, от коллекционеров -- Бориса Фридмана, американца Гарри Татинтяна, который сейчас совместно с Мариной Лошак создает новую галерею современного искусства. Работы последних лет жизни Яковлева получены от Эрика Багдасаряна.

-- Где же находится большинство работ Владимира Яковлева?

-- В собраниях двух живущих за границей художников, с которыми Владимир Яковлев познакомился еще в 50-е годы, Михаила Гробмана и Виталия Стесина. Оба имеют по несколько сотен произведений мастера.

-- Планируется ли какая-то научная работа с наследием Яковлева? Будут ли расширенная монографическая выставка и каталог-резоне?

-- Этим сейчас занимается недавно созданный Фонд Владимира Яковлева, попечителем которого является филолог Николай Котрелев. Расширенную экспозицию творчества Яковлева в скором времени представит галерея «Новый Эрмитаж».

-- На вернисаже вы проанонсировали готовящееся издание стихотворений о Яковлеве, написанных Геннадием Айги. Что объединяло этих людей?

-- Айги и Яковлев дружили с 50-х годов. Поэт посвящал художнику свои стихи. Теперь их издадут с репродукциями картин Яковлева. Издание будет раритетным. Тираж -- 50 экземпляров. К слову, Айги пробил в конце 60-х первую публикацию о творчестве Яковлева в пражском независимом журнале по искусству Восточной Европы и в 1976 году содействовал организации персональной выставки Владимира Яковлева в Музее современного искусства в Силкеборге, в Дании.

-- В 1993--1994 годах работы Владимира Яковлева участвовали в статусной выставке «От Малевича до Кабакова» в Людвиг-музее Кельна. Они были подарены туда Михаилом Гробманом. Как воспринималось творчество Яковлева в соседстве с творениями гуру отечественного модернизма?

-- Своими работами Яковлев полноправно участвовал в создавшемся диалоге мэтров. Узнав о европейском модернизме в 1957 году (после посещения выставок к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов), он обратился к абстракции и, сам того не подозревая, вскоре оказался в русле передовых художественных процессов. Ведь в то же самое время второе рождение абстракции случилось в творчестве мастеров группы «КоБрА» (Копенгаген, Брюссель, Амстердам). А в конце 60-х -- начале 70-х годов его творчество непостижимым образом сближается с архаическим неоэкспрессионизмом германских «новых диких» (Базелитц) и итальянского трансавангарда (Клементе)... По сути, Владимир Яковлев открыл новые интеллектуальные пространства модернизма в России.

Подпись под фото: Работы почти незрячего художника Владимира Яковлева не тема для дешевых сенсаций. Сегодня их можно и должно изучать скрупулезно и пристально, как академики исследуют классиков

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки