|
|
N°141, 10 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Седой вышел из доверия
Российские спецслужбы подозревают таджикского генерала в организации наркотрафика
Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов вчера уволил директора Агентства по контролю за наркотиками генерал-лейтенанта Гафура Мирзоева. Несколькими днями ранее он был со скандалом арестован местной прокуратурой по обвинению в целом ряде "рядовых" уголовных преступлений (вроде убийств и хранения оружия). Ясно, что подобные обвинения стали лишь поводом для таджикских властей дистанцироваться от человека, с одной стороны, входившего в правящую верхушку, а с другой -- считавшегося самой одиозной и скандальной фигурой республики. Есть к нему вопросы и в Москве. Российские спецслужбы подозревают, что г-н Мирзоев курировал поставки наркотиков в нашу страну.
Деятельность Гафура Мирзоева уже давно привлекала внимание международных спецслужб, однако благодаря статусу высокопоставленного госчиновника генерал оставался неприкасаемой персоной. Теперь ситуация в корне поменялась, и о своем интересе к Мирзоеву уже заговорили и российские правоохранительные органы. Дело в том, что его фамилия фигурирует как минимум в двух расследованиях -- в отношении банды братьев Челышевых, подозревавшихся в самых громких заказных убийствах последнего времени, и в отношении ряда жителей Таджикистана, организовавших поставку в Россию 340 кг героина. Стоит отметить, что официальные лица в самом Таджикистане после ареста Мирзоева особо и не стали скрывать, что это на самом деле за человек и почему местная власть с ним была вынуждена считаться. "Арест в минувшую пятницу Мирзоева является результатом повседневной работы правоохранительных органов и не обострит ни общественно-политическую, ни криминогенную ситуацию в республике, -- заявил вчера секретарь Совбеза Таджикистана Амиркул Азимов. -- Если прежде из-за локальных боестолкновений правоохранительные органы не имели возможности оперативно решать некоторые задачи во избежание обострения ситуации, то сегодня они в силах реализовать все задачи. Все зависит от того, когда какой вопрос является главным".
Арестовали Гафура Мирзоева в конце прошлой недели. Согласно данным генпрокуратуры Таджикистана, генерала подозревают в том, что в 1998 году он из табельного пистолета застрелил в своем служебном кабинете начальника УВД Шахринавского района Мирзо Абдулоева, а потом выдал это преступление за самоубийство. Также, по версии следствия, г-н Мирзоев заключил контракт от имени правительства Таджикистана на использование в Афганистане государственного вертолета, а сам отправил туда свой личный вертолет и положил себе в карман выручку в 600 тыс. долл. Еще Мирзоеву инкриминируется присвоение 350 гектаров земли и незаконное хранение целого арсенала оружия. В одном из помещений агентства полиция обнаружила 3 тыс. единиц стрелкового оружия, 300 мин, а на территории принадлежащей генералу фирмы «Мирзоирох» оказалась установка «Стингер», закрепленная на машине «Тойота».
Во времена СССР Мирзоев (известный еще под прозвищем Седой) успел получить судимость, однако это не помешало ему в 1989 году стать председателем профсоюза работников АПК Кулябской области. Эмомали Рахмонов тоже родился в этой области, и вместе с политическим ростом будущего президента стремительно развивалась и карьера Мирзоева. В 1991 году он стал заместителем командира спецбригады МВД Таджикистана, а потом принимал активное участие в гражданской войне на стороне «Народного фронта», который и привел к власти Рахмонова. В результате спецбригаду переименовали в Президентскую гвардию, а возглавил ее Гафур Мирзоев. Гвардия являлась одним из самых мощных воинских подразделений Таджикистана, ей удавалось подавлять все мятежи против Рахмонова. Однако в 2003 году отношения между президентом и Мирзоевым явно охладели. Было закрыто крупное казино, которым владел Седой, предприятия, находившиеся под контролем генерала, стали продаваться иностранным инвесторам. А в январе 2004 года, вскоре после возвращения Мирзоева из Москвы, где он проходил курсы в одной из военных академий, Рахмонов объявил, что снимает его с поста командующего гвардией. Сам Седой воспринял такую новость воинственно. «Я не согласен с этим решением и считаю этот указ неправильным, -- заявил тогда Мирзоев. -- Со мной не посоветовались о преемнике, а назначили человека извне». Хотя при этом генерал пообещал «пока не поднимать вооруженное восстание». Взамен ему подобрали две другие достойные должности -- председателя национального Олимпийского комитета Таджикистана и директора Агентства по контролю за наркотиками (АКН). Что примечательно, начиная с того момента, как генерал возглавил агентство, в республике на 40% сократилось количество изымаемых наркотиков. Сам Мирзоев объяснял такие показатели «усилением профилактических мер», однако в МВД России видели в этом совсем иные причины, поскольку к нам в страну героина из Таджикистана меньше поступать не стало. Более того, выяснилось, что российские спецслужбы уже давно интересуются персоной Седого.
Фамилия Мирзоева фигурировала в расследовании дела банды братьев Сергея и Андрея Челышевых. Их вместе с авторитетами Сергеем Поповым (Серый) и Сергеем Яковлевым (Фандора) подозревали в совершении ряда убийств, в том числе Владислава Листьева и вице-мэра Санкт-Петербурга Михаила Маневича. Когда в 1998 году сотрудники МВД РФ вышли на след банды, большинство ее участников сумело скрыться. По версии оперативников, Фандора хорошо был знаком с Гафуром Мирзоевым, поэтому именно к нему и отправились киллеры. Вначале они жили в усадьбе Седого в столице Таджикистана, а потом переехали в его загородную резиденцию. Милиционерам удалось установить, что все это время авторитеты вели с Мирзоевым переговоры о налаживании поставок героина в Россию. В знак успешного сотрудничества они даже подарили Седому автомобиль «Фольксваген», на котором прибыли в Таджикистан. Вскоре о месте, где скрывались бандиты, узнали российские оперативники, и на территорию расквартированной в Таджикистане 201-й дивизии прибыла группа захвата. Узнав об этом, Мирзоев сразу выпроводил ненужных гостей в Узбекистан. Позже их арестовали в Киргизии.
Второе уголовное дело, где упоминается Мирзоев, связано с контрабандой наркотиков. Летом прошлого года сотрудники ФСБ РФ получили информацию, что из Таджикистана к нам следует грузовик, в котором спрятана партия героина общим весом 341 кг. За всеми, кто стоял за этой поставкой, было установлено наблюдение, а их телефоны поставили на прослушивание. В результате машина добралась до Нижнего Новгорода, где дельцы стали обсуждать, что дальше делать с товаром. Контролировал всю их деятельность некий Фарход, у которого, в свою очередь, был еще более высокопоставленный босс. Кто этот босс, удалось выяснить после прослушивания телефонного разговора Фархода. Сразу после прибытия грузовика в Нижний Новгород Фарходу позвонил человек по имени Гафур и поинтересовался: «Где собираетесь выгружать товар?» Позже ФСБ установило, что звонившим был не кто иной, как Гафур Мирзоев, находившийся в тот период в Москве. Из-за государственного масштаба деятельности Седого ни в 1998 году, ни прошлым летом он был недоступен для российских спецслужб. Однако сейчас, после ареста Мирзоева, они вновь подняли все свои материалы и решают, что с ними делать дальше.
Александр ШВАРЕВ