Время новостей
     N°141, 10 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2004
Китайский телефон
Тех, кто клеит свои объявления в московском транспорте, будут изощренно пытать
ГУП «Мосгортранс» решил радикально избавиться от незаконных (то есть неоплаченных) рекламных объявлений в автобусах, троллейбусах, трамваях и на остановках. Транспортники использовали так называемый «китайский метод», который был придуман и успешно опробован в Пекине, а после взят на вооружение и в некоторых европейских столицах. Суть его в том, чтобы человек, незаконно пытающийся привлечь внимание к своим товарам или услугам, потом страшно жалел об этом и был готов на все, чтобы только его телефон навеки исчез из памяти широкой публики. Китайцы ставили указанные в этих объявлениях телефоны на принудительный дозвон с интервалом в несколько минут. Как только легкомысленный рекламодатель снимал трубку, он слышал телефонного робота, который весьма строго требовал прекратить расклеивать свою рекламу где попало. Если рецидивов нарушения не наблюдалось, робот успокаивался, если же нет, частота звонков могла быть увеличена до такой степени, что телефон нарушителя просто блокировался.

«Мосгортранс» внедрял метод почти год. Дело в том, что без соответствующей правовой базы «китайский метод» мог быть квалифицирован как банальное телефонное хулиганство. Так что транспортному ведомству пришлось изучить существующие нормативные документы и издать ряд регламентирующих постановлений. Кроме того, важно было подготовиться технически и разработать такое программное обеспечение, которое способно обеспечить мучительно нужное количество телефонных звонков в единицу времени. Причем надо было позаботиться и об антиопределителе, чтобы номер робота невозможно было внести в «игнор» и уклониться от общения с ним. Ведь пока звонит робот, по этому телефону дозвониться уже не сможет никто. Так что халявщику придется или менять номер, или все-таки урегулировать свои отношения с местами размещения рекламы.

«Мосгортранс», кстати, не единственный поклонник «китайского телефона» в Москве. Вслед за ним о намерении внедрить у себя этот радикальный метод объявил и Московский метрополитен. На стенах вагонов метро, оказывается, незаконна вообще треть всех объявлений. Пытались смывать -- не хватает людей, потому что специальных должностей «смывщиков» в штатном расписании метро не предусмотрено, уборщицы же не справляются. Пытались мазать стены специальным химическим составом, который образовывал защитную антиклеящую пленку, но состав оказался недешевым. В результате в метро тоже остановились на тотальном телефонном угнетении злостных неплательщиков за рекламу.

Между прочим, именно этот метод, похоже, и победил в конце концов самого злостного «спамера» Интернета -- Центр американского английского, который много месяцев угнетал пользователей недобросовестной рекламой по электронной почте. Сначала его объявления игнорировали -- не помогало. Потом получатели рекламы стали звонить по его телефонам и беспорядочно ругаться, даже нецензурно, -- эффект тот же. Потом некоторые из них попытались действовать официальным путем и даже подали заявления в антимонопольное ведомство, однако официальное расследование ничего не дало. Опробовались и экзотические антиспамерские акции -- например, записаться на курсы -- и не прийти. В Рунете был даже объявлен литературный конкурс «Убей Центр американского английского!». Однако и антиреклама не стала эффективной мерой. В конце концов одной из жертв центра стал заместитель министра связи, руководитель программы «Электронная Россия» Андрей Коротков. Как оказалось, это была ошибка центра. Замминистра, отвечающий за Интернет, возмутился. И тогда крупнейший интернет-провайдер РОЛ организовал непрерывный автодозвон каждые 10 секунд по номерам, указанным в объявлениях центра. После снятия трубки система зачитывала оператору обращение замминистра, в котором тот обещал «предпринять адекватные меры, которые не только лишат вас возможности мешать людям пользоваться электронной почтой, но и значительно усложнят вашу жизнь».

Пока неизвестно, какой текст использует «пионер» «китайского телефона» в московском транспорте. Также неизвестно, как перед запуском в цель робота «Мосгортранс» будет проверять, действительно ли в объявлении указан номер коммерсанта. Не исключено, что под огонь «китайского телефона» кого-то может подставить или недобросовестный конкурент, или же просто недоброжелатель.

Ирина БЕЛАШЕВА