|
|
N°141, 10 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Условная неосторожность
В деле о замороженных призывниках назначили крайнего
Скандальная история о том, как в декабре прошлого года были заморожены несколько десятков призывников, а один из них погиб, закончилась не менее скандально. На этапе расследования президент России Владимир Путин пообещал обществу, что виновные будут наказаны. Виновный найден: полковнику погранслужбы вынесен условный приговор.
По оглашенному вчера решению Анадырского гарнизонного военного суда, глава погранотряда Северо-Восточного управления погранслужбы ФСБ РФ подполковник Олег Кострюков осужден на три года лишения свободы условно по статье «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека».
«Неосторожностью», вызвавшей массовое заболевание пневмонией, стало многочасовое ожидание легко одетых военнослужащих на морозе с последующим размещением в холодных казармах. В результате из 110 долетевших до Магадана молодых солдат за медицинской помощью обратились 92 человека, около 80 были госпитализированы, четыре человека были помещены в реанимацию с диагнозом «двусторонняя пневмония». Одного из них, рядового Владимира Березина, врачам спасти не удалось. Поскольку военнослужащие были помещены не в военный госпиталь, а в городскую больницу Магадана, трагическая история получила огласку: врачи не стали делать из нее военную тайну.
В результате вспыхнувшего скандала выяснилось, что за жизнь и здоровье призывников вообще никто никакой ответственности не несет. Подчиняющиеся Минобороны военные комиссариаты заявили, что сдали призывников с рук на руки в добром здравии, а подчиненные ФСБ пограничники стояли на том, что рядовые прибыли к месту службы уже заболевшими.
Напомним, что набранные из разных регионов мальчишки были размещены на Московском областном сборном пункте, где провели в неотапливаемых казармах более суток. Далее команда в 200 человек, переданная представителям пограничной службы, была отправлена с аэродрома Чкаловский в поселок Елизово Камчатской области. Половина команды осталась на Камчатке, остальных же через несколько дней на транспортном самолете отправили в Магадан. Во время промежуточных посадок самолета для дозаправки призывники в легкой гражданской одежде провели восемь часов на продуваемом всеми ветрами летном поле в Новосибирске и более четырех часов на аэродроме в Возжаевке Амурской области. На следующий день после прибытия почти все пассажиры злополучного рейса оказались в больнице.
Когда стало ясно, что скандал замять не удастся, чиновники принялись искать виноватых. После того как вынужденный оправдываться Владимир Путин заявил, что виновные должны быть строго наказаны, вся одетая в погоны властная вертикаль пообещала, что берет дело под личный контроль. Главный военный прокурор генерал-полковник Александр Савенков с гордостью заявил, что его подчиненные в кратчайшие сроки допросили более 250 офицеров. Однако, допросив 22 генерала, военные прокуроры долго не могли решить, кто же станет «стрелочником» в этой истории: майор Владимир Солдайкин, сопровождавший срочников из Елизова в Магадан, или же глава погранотряда подполковник Олег Кострюков. Видимо, решили, что если «наказать виновных» приказал сам президент, значит, виноватым должен стать старший по званию.
Александр ГУДКОВ