Время новостей
     N°141, 10 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2004
Налог на движение
Фискалы осваивают штрафы для автомобилистов и трактористов
Автовладельцев вскоре ждут новые штрафы. Но уже не от ГАИ, а со стороны налоговой инспекции. В Красноярске, Челябинске, Свердловске, Новосибирске и других регионах налоговики уже начали взыскивать с владельцев автомобилей штрафы и пени за неуплату транспортного налога. На очереди московские владельцы "железных коней". А также хозяева всего, что движется, -- от лодки с парусом до мотоплуга.

О транспортном налоге автомобилисты, паникующие по поводу новых карательных санкций за нарушение правил дорожного движения и тарифов автогражданки, похоже, подзабыли. Введен был транспортный налог в 2003 году -- вместо отмененного налога на пользование автодорогами. Право взимать этот сбор передали налоговикам. Однако начислять и собирать его фискалам удалось далеко не сразу. Оказалось, что гаишники не могут никак собрать и передать налоговикам данные на автомобили и их владельцев. Не дождавшись квитанций с расчетом налога за 2003 год в начале года нынешнего, многие автолюбители просто наивно сочли, что налог вводить передумали.

Запуганные эвакуаторами и прочими дорожными новшествами мэра москвичи дольше других не вспоминали о налоге. Сосчитать всех автовладельцев Москвы оказалось для налоговиков нагрузкой почти неподъемной -- срок уплаты налога фактически сдвинулся с 20 января на неопределенное время, так как повестки из налоговой не пришли практически никому. В начале года московские налоговики взяли вину на себя, пообещав, что штрафовать за просрочку с уплатой налога будут только тех, кто получил квитанцию, расписался на ней при почтальоне, но не оплатил ее в течение месяца.

Транспортный налог исправно поступает в казну с юридических лиц (которые рассчитывают налог сами), поэтому бюджет города особо не страдал от неплательщиков-граждан. Но когда другие российские регионы начали активно вводить штрафы за просрочку уплаты налога, московские инспекторы, спохватившись, начали также напоминать гражданам о санкциях за забывчивость. Если требование налоговиков проигнорировать, документы будут переданы в суд, который вынесет решение о принудительном порядке взимания налога. Вряд ли стоит надеяться на бюрократическую волокиту, считая, что судебное разбирательство из-за одного неуплаченного налога никто заводить не будет. Налоговики уже довольно удачно опробовали схему передачи в суды дел о неплательщиках -- индивидуальных предпринимателях, в том числе и физических лицах. Суды также научились довольно быстро штамповать такие иски.

В итоге штраф составит 20% от суммы задолженности плюс пени в размере 0,05% за каждый день просрочки. Водителю среднестатистической легковушки мощностью 75 лошадиных сил придется платить около 19 копеек пеней в сутки. Но если затянуть и не рассчитаться с казной в течение шести месяцев, все закончится судом. Сам налог обходится для «Жигулей» примерно в 300--400 руб. в год. Для владельцев иномарок эта сумма в три-пять раз больше -- в зависимости от мощности двигателя. Больше, соответственно, будут и штрафы.

Транспортный налог, между тем, касается не только автолюбителей, но и владельцев всех остальных устройств, которые можно условно назвать словом «транспорт». Ранее кроме автовладельцев налог за свой транспорт платили лишь мотоциклисты -- при регистрации в ГАИ. Теперь квитанции из налоговой инспекции начинают приходить владельцам частных самолетов-вертолетов-яхт, чьи средства передвижения слишком заметны, чтобы остаться незаметными для налоговиков.

Не обойдут вниманием налоговики и хозяев моторных лодок, катеров или мотосаней. Заставят фискалы заплатить налоги и за лодку с парусом, несамоходное (буксируемое) судно, гидроцикл, мотороллер и любые другие «самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». Теоретически даже за трактор или какую-нибудь самодельную мотопахалку, если докажут, что эти средства используются вами не только для сельхозработ, а, к примеру, для вспахивания придомовой территории коттеджа. Дело в том, что от налога освобождается только техника, официально зарегистрированная на сельхозпроизводителя.

Единственное затруднение налоговиков при расчете налога на некий механизм на пневматическом ходу состоит в том, что не для всех механизмов Налоговый кодекс дает четкие критерии исчисления ставок. Например, налог на водное «буксируемое транспортное средство» рассчитывается в регистровых тоннах. Со следующего года будет введена ставка налога на реактивные самолеты, исходя из тяги двигателя. Для транспорта без мотора кодекс позволяет рассчитывать ставку налога, исходя из «единицы транспортного средства», и стоить это будет 200 руб. за штуку. Оспаривать в налоговой суммы начисленного -- бесполезно. Даже если машина давно сгнила в гараже, а садовый «механизм на гусеничном ходу» хронически сломан, инспектор в налоговой не будет вникать в такие тонкости и потребует доказать это документально.

Ирина СКЛЯРОВА