|
|
N°97, 05 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вне «Осады»
«Русской мафии» понравились канадские законы
Попытка канадских властей прекратить деятельностью в этой стране так называемой «русской мафии» завершилась крайне мягкими приговорами ее предполагаемым членам. Два года назад местные спецслужбы объявили об успехе одной из самых крупных своих операций против восточноевропейских преступных группировок, носившей кодовое наименование «Осада-2». Тогда одновременно было задержано около 40 человек, которым предъявили обвинения по 19 статьям уголовного кодекса. Среди прочего арестованным инкриминировались контрабанда гигантских партий оружия, наркотиков, спирта, фальшивомонетничество, масштабные аферы с пластиковыми карточками и т.п. Однако когда дело дошло до суда (последний приговор был вынесен на прошедшей неделе), все фигуранты получили минимальные сроки. Помогли им не только либеральные канадские законы, но и то, что часть собранных полицией доказательств рассыпалась.
Как считают российские и канадские спецслужбы, главный бизнес «русская мафия» в Северной Америке строила на контрабандных поставках. Курировал эту сферу деятельности, как впрочем, и вообще всю криминальную работу выходцев из бывшего СССР, авторитет Юрий Динабургский. Боссом местной мафии он стал еще в середине 90-х, после высылки из Канады его хорошего знакомого, известного в России вора в законе Вячеслава Сливы. Динабургский сошелся с поляком Яцеком Мухой, который к 1998 году был известен спецслужбам многих стран как участник ряда громких мафиозных дел в Западной Европе. Согласно материалам следствия вначале они переправляли в Канаду небольшие партии гашиша, а позже переключились на оружие и спирт.
Например, полицейским удалось выяснить, что приятели нелегально доставили в Северную Америку из России несколько тысяч пулеметов и пистолетов, переправив их потом в третью страну. В другой раз Динабургский и Муха контрабандно привезли из Прибалтики 10 тысяч тонн спирта. Правда, об этом узнали спецслужбы России и Канады, которые задержали товар, а также сорвали еще несколько подобных сделок. В результате дельцы задолжали партнерам 300 тысяч долларов. Чтобы рассчитаться, Динабургский и Муха при поддержке московских «мафиози», некоторых колумбийских наркобаронов и ямайских группировок замыслили доставить в Европу тонну кокаина.
Вначале товар был переправлен на Багамские острова, где его ждал некто Зиндан Дийн. К нему на переговоры выехал один из людей Динабургского -- Артур Слусарз, который договорился о дальнейшей транспортировке кокаина на судне «Дельфино». Вскоре груз успешно дошел до порта Сиэтла, а уже оттуда его мелкими партиями переправили во Флориду и Европу. Кстати, в 1999 г. Слива выезжал во Флориду, где обсуждал возможности продолжения таких поставок.
Не менее прибыльным был для Динабургского и «пластиковый» бизнес. Занимались этим направлением его хороший приятель Игорь Анисимкин (по словам следователей, очень похожий на киношный образ нового русского гангстера) и некто Ессаян. С помощью установленных на бензозаправочных станциях скрытых видеокамер аферисты считывали реквизиты используемых клиентами кредиток. Затем они обзавелись двумя поддельными канадскими паспортами (на фамилии Ларионов и Бушерик) и отправились в Россию. Здесь им помощь оказывал бывший член сборной СССР по биатлону, чья фамилия в интересах следствия не называется. Сделав копии карточек, мошенники стали пользоваться ими в банкоматах и крупных магазинах.
Поскольку проверить канадские кредитки в Москве достаточно сложно, дельцы заработали весьма крупную сумму. Всплыло же это дело, когда удивленные канадцы стали получать счета из России, где они никогда не были. В августе 1998 г. МВД России возбудило по этим фактам уголовное дело и задержало Ессаяна и биатлониста. Анисимкин же к тому времени успел скрыться в Канаде, где обзавелся местным гражданством, и его объявили в международный розыск.
Попался он на следующий год, когда полиция провела операцию «Осада-2» и задержала Динабургского, Муху, Слусарза, Анисимкина и еще 35 человек. В течение 2000--2001 гг. всех арестованных судили, и приговоры были вынесены чрезвычайно мягкие. Первыми рассматривались дела Мухи и Анисимкина -- Муха получил два с половиной года, а Анисимкин шесть месяцев. Последней решалась судьба Юрия Динабургского. Ему, несмотря на то, что во время процесса он открыто угрожал полицейским, дали всего 15 месяцев. Судьба же московского «пластикового» дела пока остается неясной -- недавно ГУВД Москвы почему-то отменило розыск Анисимкина.
Александр ШВАРЕВ