Время новостей
     N°122, 11 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2000
Кто вы, доктор Хагисаки?
Из «слабого исследователя» получился крутой шпион
Арест в токийском баре японского собеседника военного атташе российского посольства Виктора Богатенкова и последовавший за этим скандал стали новым испытанием для отношений Москвы и Токио. Россиянина обвинили в том, что с декабря прошлого года он десять раз встречался с японцем, получая в обмен на дорогие угощения разные документы закрытого характера.

Японец Сигэхиро Хагисаки был мелкой сошкой в Институте управления национальной обороны Японии и, по словам «Асахи симбун», «не выучил русский язык и имел слабые исследовательские навыки». «Майнити симбун» сообщает, что от него русским достались десять документов закрытого характера, включая «секретные» учебные пособия по операциям военных кораблей, содержавшие характеристики вооружений и дальность действия радаров. По другим данным, это были учебник по корабельным газовым турбинам и «Очерк стратегии Восточной Азии-2000», по которому учатся в японской военной академии. Возможно, Богатенкова интересовал американский флот, с «крохами» секретов которого (системы связи и шифрования) Сигэхиро Хагисаки мог соприкоснуться в годы службы на кораблях ВМФ.

По словам «Иомиури симбун» в ходе обыска открылось, что Хагисаки хранил дома копии секретных и конфиденциальных документов. На основании этого полиция с большой вероятностью полагает, что переданные Богатенкову сведения «содержали более важную информацию». Японец признался лишь в передаче обычных служебных материалов, обладавших наименьшим уровнем секретности. Он покаялся, что поделился списком неких высокопоставленных военных чиновников, включая их адреса и домашние телефоны.

Полиция заявила, что арест не имел политической подоплеки и не имел отношения к визиту Путина -- просто Богатенков собирался уезжать домой, и другого шанса взять его с поличным не оставалось. Теперь Москва и Токио в унисон заявляют о надеждах на то, что скандал ни на что хорошее в их отношениях не повлияет. Одновременно стороны глухо обещают сделать оргвыводы. Высылка японского дипломата из Москвы вряд ли состоится из-за вызывающей «асимметричности» -- российский атташе уехал не как персона нон грата, а в связи с завершением срока работы. Японцы обещают «усилить режимность» и предостерегают о «шпионоопасном» характере развития дружественных связей японских и российских моряков. Но неизвестно, кто получил больше -- в последние годы японские корабли заходят в секретные ранее порты Владивостока и Камчатки, для чего им совершенно законно предоставили секретные навигационные карты.

Александр ТИМОФЕЕВ