|
|
N°140, 09 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казус белли
Впервые в России дату выборов в областной парламент назначила избирательная комиссия
Вместо депутатов очередную дату выборов в законодательное собрание Иркутской области назначила избирательная комиссия. Это хоть и законная мера, но применена вынужденно. Парламентарии не смогли собрать кворум в назначенный срок -- в итоге срыв двух сессий подряд и полнейшая неопределенность с датой выборов. Как выяснил председатель облизбиркома Виктор Игнатенко, в России подобного прецедента еще не было: «Я сообщил об этом в ЦИК, и там сильно удивились. Случаи назначения срока выборов судами есть, но чтобы такими вещами занимался избирком -- нет».
Официальная версия срывов -- неорганизованность некоторых народных избранников: кто-то срочно ушел в отпуск, кто-то за час до начала сессии попал в автомобильную пробку, кто-то увлекся производством и забыл о своих депутатских обязанностях. Для нормальной работы законодательного собрания в обоих случаях не хватало всего одного человека (для кворума необходимо присутствие 30 из 45 депутатов). В кулуарах смотрят глубже -- парламентариев стать необязательными заставили. Для чего? Существует несколько вариантов.
Первый. Якобы таким образом действующая исполнительная власть выиграла время для формирования «своего» списка единороссов в законодательное собрание. Это действительно актуально, если учесть, что в регионе под флагом «Единой России» хотят попасть в законодательное собрание две противоборствующие политические группировки.
Как рассказал "Времени новостей" спикер ЗС Геннадий Истомин, ему некоторые депутаты лично говорили: к ним поступили звонки, чтобы они не приходили на сессию: «Но, естественно, когда я попросил это дело обнародовать, они не согласились, поэтому сегодня официальных доказательств того, что на них повлияли, нет. Хотя в разговорах большинство депутатов называли одну и ту же фамилию, кто им звонил. Эту фамилию сейчас называть неудобно».
В коридорах власти поговаривают, что «обрабатывал» депутатов заместитель руководителя администрации губернатора Юрий Фалейчик. Сами парламентарии журналистам это не подтверждают.
Впрочем, председателя комиссии законодательного собрания по регламенту и депутатской этике Антона Романова настораживает легкомыслие «прогульщиков»: «Когда начинаем спрашивать депутатов, почему не были на сессии, то встает ответственный человек, которого мы знаем много лет, и говорит: «Мужики, вы же умные люди -- придумайте что-нибудь». Под этим невнятным ответом определенно что-то есть».
Второй вариант. Депутатов могла испугать перспектива принятия большого пакета поправок (они поместились на 200 листах) к блоку социальных законов, предложенных правительством. А возможность проголосовать «против» минимальная. Не исключено, что кое-кто прикинул: зачем перед выборами брать на себя ответственность за замену льгот денежными компенсациями. Тем более это правительственное «ноу-хау» получило неодобрение со стороны тех категорий граждан, на которые они должны в основном распространяться: пенсионеров и ветеранов. А старики, как известно, самый активный электорат.
Некоторые наблюдатели грешат и на руководство ЗС -- мол, никакого авторитета у спикера, который в противном случае стукнул бы кулаком и не допустил срыва сессий. И продолжают: а откуда ему, авторитету, взяться? Достаточно одного факта -- за четыре года региональный парламент сменил трех председателей.
В свою очередь Геннадий Истомин называет такие заявления дискредитацией: «Сегодня очень много заинтересованных лиц, которые стараются принизить роль законодательного собрания и показать, что оно неуправляемое, что здесь хаос, бардак и беспредел».
А в части нарушителей дисциплины спикер настроен решительно: «Впредь аппарат собрания будет ежеквартально публиковать в прессе данные о явке на сессию, чтобы "люди знали, как работают их избранники".
Так или иначе, дата выборов иркутского областного парламента избирательной комиссией уже назначена -- 10 октября. А нереализованное депутатами право самим утвердить дату выборов осложняет ситуацию по финансированию избирательной кампании и почти в два раза сокращает агитационный период.
Анастасия ДАГАЕВА, Иркутск