Время новостей
     N°140, 09 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.08.2004
Партия и (или) правительство
Если скоро в российской Конституции появится статья о руководящей и направляющей роли партии "Единая Россия" -- не удивляйтесь. Реставрация известной системы с ее "нерушимым блоком коммунистов и беспартийных", с партией, стоящей над правительством, с возвратом к отраслевому принципу управления народным хозяйством (когда Минсельхоз отвечает за яйценоскость кур, а Минпром -- за сталеваркость домен) идет полным ходом.

В прошлом году в традиционном ежегодном обращении к Федеральному Собранию президент впервые произнес слова "партийное правительство". Читай: правительство парламентского большинства. После думских выборов 2003 года стало очевидно, что по такой логике у нас должен появиться однопартийный кабинет, состоящий сплошь из представителей "Единой России". На это в Кремле не пошли -- все-таки трудно доверять управление страной "пробирочной", искусственно созданной сверху партии, которая не имеет никакой идеологии и не в состоянии артикулировать ни одной самостоятельной идеи.

И вот теперь Дума реанимирует поправки в закон "О правительстве РФ" полуторагодичной давности, разрешающие министрам не просто быть членами политических партий, но и занимать в этих партиях руководящие должности. В самой идее партийности министров нет ничего криминального. Министр -- обычный гражданин страны. Следовательно, может как создавать партии, так и вступать в действующие. Проблемы начинаются, как только мы "опрокидываем" поправки в закон о правительстве (их авторство приписывается нынешнему вице-спикеру Думы, единороссу Олегу Морозову) на сегодняшнюю российскую политическую ситуацию.

Набрав чуть более трети голосов на парламентских выборах-2003, "Единая Россия", тем не менее, благодаря нашему политическому законодательству обладает двумя третями мест в парламенте -- то есть способна принимать любой закон, не обращая внимания на остальных депутатов. Едва ли в такой ситуации Кремль допустит, чтобы министры, получившие право вступать в партии и возглавлять их, в большинстве своем стали членами не "Единой России". В итоге вместо того, чтобы сразу "по-честному" сформировать кабинет из единороссов, предпринимается попытка оформить партийность правительства "задним числом".

Опять же принципиально важно, кто будет принимать экономические решения -- партия или правительство. Сейчас факт формальной беспартийности кабинета и действующий запрет на членство министров в партиях -- единственная, пусть очень робкая и недостаточная, гарантия хотя бы минимальной конкуренции идей и учета разных точек зрения. Если же правительство будет выполнять решения партии -- это уже "совок" чистейшей воды.

Рассуждения политологов о том, что партийность министров позволит людям понять, кто правит страной, не выдерживают критики. Формально страной правит "Единая Россия" -- на том основании, что полностью контролирует парламент и безоговорочно поддерживает действующего президента, как и он ее. Фактически же у нас как правили царь и его придворные (генсек и его политбюро, президент и его администрация) -- так и правят. Проще говоря, нельзя разрешать вступать министрам в партии в стране, где нет реальных партий.

С другой стороны, у партии "Единая Россия" потрясающая позиция -- править и ни за что не отвечать. Скажем, в политической программе "ЕдРа"(интересно, сколько людей, голосовавших за эту организацию, вообще знают о существовании такой программы) нет ни слова о монетизации льгот. Причем от авторства этой идеи, которую и эта партия, и это правительство считают крайне разумной, и эта партия, и это правительство почему-то упорно открещиваются.

Возвращение чиновников в партийную жизнь в условиях негласного запрета на самостоятельную политическую деятельность как для министров, так и для крупного бизнеса означает еще большее запутывание избирателей в системе ответственности властей. Разрешать министрам вступать в партии и руководить ими можно только после того, как в России появится законодательная необходимость создания коалиционного правительства. То есть в ситуации, когда ни одна партия по результатам парламентских выборов не сможет сформировать правительство единолично, а правительство по закону должно будет формироваться строго на партийной основе. В нынешнем же виде это выглядит банальной реставрацией советского правительства, являвшегося пустым придатком КПСС.

Семен Новопрудский