Время новостей
     N°97, 05 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2001
Низкий старт на бездорожье
Новые рынки не даются российским биржевикам
Российские валютные и фондовые биржи, чья деятельность ограничена неразвитостью местного рынка, пытаются найти свободные ниши. По примеру некоторых западных коллег они обращаются к так называемым новым рынкам -- молодым, средним по размеру компаниям, которые появились в основном в индустрии hi-tech. В течение двух лет пытается запустить свой проект «Рынок роста Санкт-Петербург» Санкт-Петербургская валютная биржа. Управляющий СПВБ Александр ФИЛАРЕТОВ рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Елене МЯЗИНОЙ о тех трудностях, с которыми столкнулась биржа, работая над проектом.

-- Вы готовили свой проект около двух лет. Состоялась ли хоть одна сделка?

-- Нет, хотя юридически все было готово в конце прошлого года. Можно уже начинать, но этот рынок пока не функционирует.

-- Почему?

-- Кроме биржи нужны еще эмитенты, инвесторы и партнеры. Наш опрос выявил около 80 потенциальных инвесторов -- частных компаний и инвестиционных фондов, российских и западных банков. Объем средств, который они готовы вкладывать на наших условиях, должен покрыть потребности 30--40 потенциальных эмитентов.

-- И кто же готов выходить на рынок?

-- Их названия ничего вам не скажут. Это малые и средние инновационные компании Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Западного региона России, которые до сих пор не выходили на фондовый рынок.

-- Почему именно малые и средние?

-- Речь идет о возникших в 90-е годы новых частных компаниях с современным менеджментом, создавшим свой бизнес с нуля. Если эти люди добились каких-то реальных результатов, то, наверное, и развитие компании с точки зрения повышения ее капитализации тоже представляет интерес.

-- У ваших столичных конкурентов -- ММВБ и РТС -- есть аналогичные продукты. Чем отличается проект СПВБ?

-- Другие биржи ограничиваются предприятиями hi-tech. Для нас ключевые слова -- «потенциал роста». Так что компании могут представлять различные отрасли. Кроме инвесторов и эмитентов мы привлекли к работе 25 партнеров-контрагентов, способных обеспечить консалтинг, аудит и юридическую подготовку выхода предприятий на рынок. Среди них есть не только российские, но и западные компании, например PricewaterhouseCoopers и Arthur Andersen (теперь консалтинговая часть компании, отделившаяся от маркетинговой, называется Accenture. -- Ред.). И все же полностью взять на себя процесс подготовки предприятия к первичному размещению (IPO) никто не готов. На Западе этим занимаются, как правило, крупные банки. В германском Commerzbank из 37 тыс. сотрудников 3 тыс. работают в сфере корпоративных финансов. И они приносят 60% прибыли. Нашим кредитным организациям до этого еще далеко. К тому же на Западе банки, занимающиеся таким бизнесом, сами финансируют этот капитал, а в оплату получают часть эмиссии. В России такого опыта нет.

-- Но ведь многие российские банки активно предлагают услуги андеррайтинга.

-- Андеррайтинг -- это одно, а IPO -- совсем другое. Спектр услуг здесь гораздо шире: внесение изменений в устав, учетную политику, совершенствование бухучета и, наконец, само размещение. Андеррайтинг в такой цепочке -- самая последняя стадия. Конечно, запустить программу можно и без банков. Но отсутствие партнеров, которые брали бы на себя полное обслуживание эмитентов, сдерживает реализацию проекта.

-- А что же делать до тех пор?

-- Промежуточным шагом может стать работа по размещению корпоративных облигаций. Если удастся создать вторичный рынок, дальше будет проще развивать и «рынок роста».

СПРАВКА.

Проект «Рынок роста Санкт-Петербург» создавался по образу и подобию Франкфуртской биржи, на долю которой приходится около 70% сделок в секторе новых рынков. Проект осуществляется совместно с Франкфуртской биржей и при консультационной поддержке Общества содействия развитию биржевых и финансовых рынков в Центральной и Восточной Европе (FBF).

Беседовала Елена МЯЗИНА