|
|
N°97, 05 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Список Каламанова
Пропавших без вести в Чечне вчера искали в Думе
Специальный представитель президента по правам человека в Чечне Владимир Каламанов впервые за время пребывания на этом посту фактически подтвердил претензии, которые предъявляют федералам оставшиеся в Чечне мирные жители и активисты правозащитных организаций. Об этом г-н Каламанов доложил вчера на парламентских слушаниях в Государственной думе, где обсуждались проблемы поиска пропавших без вести. По его словам, подразделения силовых структур проводят свои спецоперации в населенных пунктах республики без согласования с местной прокуратурой. В результате исчезают люди, а их родственникам некуда обратиться с жалобой.
Г-н Каламанов подчеркнул, что прокурорские работники должны обязательно присутствовать при всех операциях, которые осуществляют силовики в Чечне. Отдельно спецпредставитель остановился на уголовных делах в отношении российских военных: всего таких дел возбуждено 76. Но ни темп, ни качество их расследования спецпредставителя, похоже, не удовлетворяют. По словам Владимира Каламанова, своими действиями федералы -- и военные, и правоохранительные органы -- подрывают доверие к себе местного населения. В ходе второй чеченской кампании на территории республики, по разным данным, пропало от нескольких сотен до полутора тысяч человек.
Слушания продолжались целый день и могли претендовать на рекорд как по продолжительности, так и по представительности: помимо высокопоставленных российских чиновников их также посетил специально прилетевший из Страсбурга представитель ПАСЕ лорд Фрэнк Джадд.
В первую очередь планировалось поговорить о пропавших военнослужащих федеральных войск. Но, по данным замначальника организационно-мобилизационного управления Генштаба Министерства обороны Василия Смирнова, таковых с августа 1999 года было всего 28 человек. (Есть еще, правда, несколько десятков неопознанных тел из тех, что поступили в экспертно-криминалистический центр Минобороны, а еще несколько сот человек числятся среди пропавших еще с прошлой войны). Поэтому собравшиеся больше говорили о пропавших без вести мирных жителях. По данным службы Владимира Каламанова, всего с начала контртеррористической операции поступило 930 заявлений об исчезновении мирных граждан. Разыскать на сегодняшний день удалось только 384 человека, 18 из которых -- погибшие. Причем во многих случаях исчезновение мирных жителей связывается с бесконтрольными действиями федеральных сил.
В этой части г-на Каламанова полностью поддержал Фрэнк Джадд. После нескольких дипломатических пассажей в адрес президента России, все инициативы которого по чеченскому урегулированию лорд одобряет, главный эксперт ПАСЕ по Чечне в очередной раз обратил внимание на сложности с соблюдением в республике прав человека. По мнению Джадда, проблемой остается неконтролируемое применение силы военными. «Конкретные карательные меры должны приниматься только к преступникам, а не ко всем гражданам», -- считает лорд.
Именно в этой связи в середине дня собрание начало живо обсуждать заявление командующего СКВО генерала Трошева, опубликованное во вчерашнем номере газеты «Известия». Геннадий Трошев предложил публично казнить террористов. Публично поспорить со словами генерала вынужден был даже замначальника Генштаба Валерий Манилов, а глава рабочей группы «Госдума-ПАСЕ» Дмитрий Рогозин предостерег г-на Трошева от дальнейших комментариев политических событий. «Террористы, безусловно, должны быть уничтожены, -- считает г-н Рогозин, -- но производиться это должно быть в строгом соответствии с законом». Он полагает, что не в последнюю очередь выступление Трошева связано с тем, что тот слишком долго находится в горячей точке, а специальная психологическая подготовка для таких случаев в нашей армии не предусмотрена.
Этих слушаний в Думе ожидали давно, однако, несмотря на достаточно бурное обсуждение, никто из выступавших по большому счету не сообщил ничего нового. И результатом работы столь представительного собрания стало всего лишь решение составить общий реестр пропавших без вести в Чечне. Впрочем, подобные списки уже давно существуют и у правозащитных организаций, и в официальных структурах. Но родственникам людей, которые в них значатся, это не помогает. Поскольку деньги на розыск пропавших, а, по некоторым данным, из бюджета на эти цели уже было выделено в общей сложности 86 миллионов рублей, по назначению до сих пор не поступили.
Иван СУХОВ