Авиакомпания UTair, базирующаяся в Сургуте, крупнейшим акционером которой является "Сургутнефтегаз", объявила вчера итоги конкурса на поставку ей пяти региональных самолетов.
Как и предполагалось, ханты-мансийские авиаторы остановили свой выбор на машине ATR-42-300 французского изготовления. Поставит самолеты ирландская лизинговая компания Magellan. На вчерашней пресс-конференции генеральный директор UTair Андрей Мартиросов заявил, что эти самолеты заменят в парке компании выводимые из эксплуатации Ан-24 и Як-40. Прибытие первого ATR-42 в Ханты-Мансийске ожидают до конца этого года. На регулярных маршрутах UTair они появятся с введением летнего расписания 2005 года.
Г-н Мартиросов сообщил, что стоимость каждого из пяти приобретаемых самолетов (без учета налогов и таможенных платежей) составляет 3,89 млн долл. Общую сумму контракта, включая подготовку экипажей, он оценил примерно в 20 млн долл. По словам гендиректора, принципиальная схема сделки еще не определена. Однако наиболее вероятным вариантом ему представляется покупка, а не лизинг самолетов. Глава UTair рассчитывает, что это капиталовложение окупится за пять лет. Он планирует и в дальнейшем пополнять парк своей компании самолетами АТR.
Изначально в конкурсе, объявленном UTair в октябре 2003 года, участвовали три модели самолетов: ATR-42, DASH-8 производства канадской компании Bombardier и Ан-140, выпускаемый Харьковским государственным авиационно-производственным предприятием (ХГАПП) в кооперации с российскими авиастроительными предприятиями. Всего на конкурс было подано пять заявок. Две из них -- по ATR-42. Эту машину отдельно друг от друга предлагала франко-итальянская компания -- производитель ATR и ирландская лизинговая фирма Magellan. В ходе конкурса они объединили свои предложения. По Ан-140 тоже было две заявки -- от близко родственных, но юридически самостоятельных предприятий: ХГАПП и его российского СП с самарским авиазаводом «МАП-140».
В мае конкурсная комиссия UTair исключила заявки по Ан-140 из дальнейшего рассмотрения. Андрей Мартиросов высказывал тогда претензии к техническим характеристикам украинского самолета. Однако, очевидно, не последним обстоятельством, предопределившим проигрыш Ан-140, оказалась его цена. Новый самолет такого типа (а ХГАПП предлагало именно новые машины) стоит 8,5 млн долл. -- вдвое дороже, чем подержанные ATR-42, к которым в конце концов склонились симпатии конкурсной комиссии.
Этот сюжет -- конкуренция подержанной импортной техники с новой российской -- вообще очень актуален для отечественного авиатранспортного бизнеса. Следующий раунд борьбы обещает другой, более крупный, конкурс на поставку 50 региональных реактивных самолетов, который только что объявил «Аэрофлот». Глава лизинговой компании «Ильюшин-финанс Ко» Александр Рубцов, который собирается представлять на «аэрофлотовский» тендер российско-украинскую машину Ан-148, вчера так прокомментировал «Времени новостей» выбор, сделанный UTair, и пример, который ханты-мансийские авиаторы подали коллегам из других авиакомпаний: «Всяческих успехов товарищам из UTair в работе на выбранной ими технике. Жизнь покажет, насколько эта техника окажется эффективной. Мы исходим из того, что новый самолет всегда дороже старого, но обслуживание старого самолета всегда требует больших затрат, чем обслуживание нового. И вот с этим у UTair, я думаю, будут некоторые проблемы».