Время новостей
     N°122, 11 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2000
Ангелизация «демона»
Знаковый характер истории со снятием программы Сергея Доренко заставляет задуматься над знаковой же природой последней инициативы Бориса Березовского. Каковы будут реальные права творцов и журналистов, позванных в акционеры ОРТ, -- дело темное. Кое-кто уже примеривается к работе: Василий Аксенов сообщил, что готов заняться культурными программами (при чем тут акции и почему раньше такого желания не возникало ни у писателя, ни у «хозяина» канала?), Виталий Третьяков заявил, что у него есть «конкретные соображения по поводу того, как надо изменить политическую линию ОРТ» (знакомые его с творчеством об этом и так знают -- главный редактор «Независимой газеты» объяснял, как должно Россией управлять, один телеканал на этом фоне -- мелочь). Другие высказываются осторожнее. Третьи молчат. И все это не имеет значения. Станет ли кто-то из приглашенных Березовским оказывать хоть какое-то влияние на политику ОРТ (чудеса бывают, но редко -- по Невскому проспекту некогда Нос разгуливал) или, что правдоподобнее, не станет, все они -- вне зависимости от своего решения и настроя -- олигархом уже использованы.

Приглашение в вожди ОРТ -- послание с несколькими смыслами, что должны изменить сложившийся «демонический» имидж Бориса Абрамовича. Смысл первый: Березовский доверяет «своим», руководителям и приметным сотрудникам подконтрольных ему СМИ. Суть не в том, доверяет ли он хоть кому-нибудь, а в концептах «дружба», «верность», «память о старом добре». Поэтому в акционеры предложены Игорь Голембиовский и Отто Лацис («Новые Известия»), Сергей Доренко и Кирилл Клейменов (ОРТ; а где же Александр Невзоров?), отказавшиеся от акций, а незадолго до того отставленные от ОРТ аналитики Татьяна Кошкарева и Рустам Нарзикулов (отказ -- дело личное, но Березовский дал понять, что ему по-прежнему мил сей тандем) и Третьяков, чья независимость подводит нас к другому сюжету.

Смысл второй: Березовский ценит независимых профессионалов. Здесь значимы тот же Третьяков, Наталья Геворкян и особенно редактор «Общей газеты» Егор Яковлев, согласившийся вновь порулить ОРТ и тут же напомнивший о том, что он в свою пору «был против передачи первой кнопки Березовскому».

Смысл третий: Березовский ценит телевизионщиков. Отсюда Владимир Познер, Владислав Флярковский и пишущая о ТВ Анна Качкаева. (Почему не борец за свободу экранного слова Ирина Петровская?)

Смысл четвертый: перед лицом наступающих бед Березовский протягивает руку заклятому другу-врагу Владимиру Гусинскому. Кто старое помянет, тому глаз вон. Отсюда приглашение руководителей МОСТовых СМИ -- Алексей Венедиктов («Эхо Москвы»), Михаил Бергер («Сегодня»), Евгений Киселев (НТВ), Сергей Пархоменко («Итоги»). Как при этом будут различаться ОРТ и НТВ, куда денется «плюрализм мнений», из-за которого весь сыр-бор разгорелся, пусть объяснит кто-нибудь шибко диалектичный.

Смысл пятый: Березовский ценит благородных шестидесятников. (Не зря же спонсирует он премию «Триумф», придуманную в основном для их награждения.) Наряду с Василием Аксеновым, вдруг утратившим присущий ему здравый смысл (решившим поиграть в «Цивилизацию» по-березовски), этот мотив поддерживает предложение не менее славным Юрию Любимову и Фазилю Искандеру.

Смысл шестой: Березовский верит в новые силы. И потому приглашает в дело концептуального кинорежиссера Рустама Хамдамова, пусть мало ставящего, но ценимого арт-тусовкой, и «повсеместно обэкраненного» Виктора Пелевина. Этот «не левый и не правый» разоблачитель «тотальной» телевизионно-рекламной лажи и кумир разновозрастных инфантилов здесь особенно хорош. Даже если эффектно откажется, все запомнят: владыка виртуального мира на парня не в обиде, а молодежь почитает барометром масс.

Что будет на ОРТ, повторю, не ясно. Ясно, что Березовский -- человек, ценящий дружбу и профессионализм, не помнящий прежнего зла, верный лучшим традициям отечественной культуры и открытый новым веяниям. Ну а что бессребреник и борец за свободу слова, было и без списка понятно. Одно слово -- ангел.

Андрей НЕМЗЕР