|
|
N°138, 05 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы завалим Россию кокаином"
Колумбийским наркобаронам не дали развернуться в Москве
В Пресненском суде Москвы сегодня будет оглашен приговор по уголовному делу, которое наверняка войдет в учебники для международных спецслужб. Впервые в истории российским правоохранительным органам удалось внедриться в крупнейший мировой наркокартель -- боготинский (Богота -- столица Колумбии). Раньше подобное не удавалось ни одной спецслужбе мира, в том числе пресловутой американской DEA (Служба по борьбе с наркотиками США). Результатом одной из самых успешных операций отечественных силовиков стал не только арест видного представителя наркокартеля Эрнана Окампо Хименеса, но и выявление абсолютно новых, доселе неизвестных способов транспортировки кокаина по всему миру. Как оказалось, в колумбийских лабораториях был разработан метод, благодаря которому наркотик сначала растворяют практически в любой жидкости, а потом при помощи специальных реактивов и высоких температур выпаривают обратно. На таможне перевозку такого растворенного кокаина обнаружить практически невозможно. Операцию по внедрению в наркокартель осуществили сотрудники ГУБНОН МВД РФ (сейчас они работают в ГУБОП), а расследовал уголовное дело Следственный комитет (СК) при МВД РФ.
Боготинский наркокартель является одним из основных мафиозных кланов Колумбии. Его представители наладили поставки десятков тонн кокаина по всему миру. Несколько лет назад они начали проявлять интерес и к российскому наркорынку, где стремительно растет спрос на престижный кокаин. Впрочем, первые попытки доставить товар в нашу страну заканчивались для наркокартеля неудачно -- его непременно перехватывали международные спецслужбы.
Эквадорские колготки
В апреле 2001 года в парижском аэропорту Шарля де Голля внимание местных таможенников привлек странный груз -- партия обычных колготок, которая шла из Эквадора в адрес одной из московских фирм. Эквадор никогда не считался специалистом в чулочно-носочной промышленности, а российские компании обычно закупают колготки совсем в других странах. Поэтому французы тщательно осмотрели груз и обнаружили, что стенки коробок состоят из двух пластин, между которыми вклеены какие-то пакетики. В них оказался чистый кокаин весом 1,6 кг. Часть наркотика таможенники изъяли и заменили на обычную муку, а часть оставили для того, чтобы российские спецслужбы имели возможность отследить, кому же предназначался этот товар.
В Москве колготки уже встречали представители ГУБНОН. В сопроводительных документах на груз был указан номер телефона, по которому можно связаться с его получателем. Оказалось, что этот номер принадлежит выходцу из Колумбии Луису, который уже давно осел в России. За подозрительным колумбийцем было установлено наблюдение, и вскоре оперативники зафиксировали его разговор с замгендиректора калининградской фирмы «Архпроект» Валерием Павленко. Изучив биографии подозреваемых, сыщики поняли, что в их сети попалась крупная рыба. Луис родился именно в Боготе и, судя по всему, был неплохо знаком с местными наркодилерами. Судьба долго носила колумбийца по миру, пока он не осел в Москве. Вначале Луис занимался легальным бизнесом, а потом познакомился с Павленко -- человеком, имеющим хорошие связи с представителями криминального мира Калининграда. Сыщики считают, что Павленко практически заставил Луиса помочь в налаживание отношений с боготинскими наркодельцами. А колумбиец, чтобы отделаться от назойливого знакомого, свел его с Вильямом Квинтеро Теллой, занимающим не самое последнее место в наркокартеле. После непродолжительных переговоров колумбийцы решили начать сотрудничество с Павленко.
В результате именно он пришел на таможню в Шереметьево за партией колготок. Оформив все документы, Павленко попросил переправить груз в Калининград. Одновременно он сообщил Вильяму Квинтеро Телле, что тот может приехать в Россию и убедиться, что груз дошел по назначению, а дело он имеет с серьезными людьми. Колумбиец сразу отправился в Калининград. Однако сделал он это зря. Выгружая пакетики с кокаином, Павленко обнаружил между стенками одной коробки странный предмет. Заподозрив неладное, мужчина позвонил своему знакомому из УФСБ Калининградской области. Контрразведчик сразу определил, что среди колготок находится «жучок», однако в этот момент его и Павленко скрутили представители ГУБНОН. Позже уголовное дело против сотрудника УФСБ прекратили, поскольку доказать его причастность к кокаиновым поставкам не удалось. Чекиста просто уволили из органов.
Что касается Вильяма Квинтеро Теллы, то его доставили на допрос. Когда колумбиец вошел в кабинет следователя и увидел там сваленные коробки и колготки, он весь посинел и чуть не упал в обморок. Впрочем, после беседы иностранца пришлось отпустить -- доказательств вины Теллы у следствия на тот момент не было. Получив неожиданную свободу, колумбиец даже не стал забирать свои вещи из номера гостиницы, а сразу отправился на границу, чтобы поскорее уехать из России. Позже сотрудники ГУБНОН задержали и Луиса.
Высылайте клей бочками
Однако на этом криминальная эпопея не закончилась. Потеряв калининградский канал, боготинский наркокартель не оставил попыток выйти на российский рынок. Телла со своей задачей не справился, поэтому перспективное направление взялся курировать Эрнан Окампо Химинес. Официально он являлся главой крупной фирмы «Эркампо», торговавшей в Колумбии машинами марки «Форд». Однако международным спецслужбам Окампо больше известен как один из представителей боготинского наркокартеля, отвечающий за контакты с другими странами. Колумбиец был частым гостем и в США и Европе, но местной полиции так и не удалось поймать его с поличным. Это смогли сделать сотрудники ГУБНОН. Узнав, что Окампо активно ищет выходы на Россию, оперативники решили осуществить крайне рискованную операцию -- внедриться в наркокартель. Несколько сыщиков под легендой влиятельных российских мафиози связались с колумбийцами, после чего начались затяжные переговоры через многочисленных посредников. Представители наркокартеля явно боялись, что потенциальными партнерами могут оказаться представители спецслужб. Однако милиционеры сыграли свои роли крайне хорошо, и сомнения колумбийцев постепенно развеялись. В августе 2001 года Окампо прислал длинный список вещей, которые понадобятся для плодотворной работы. В него входили лаборатория, множество сложной химической аппаратуры, реактивов и т.д. При этом изначально в наркокартеле отказывались объяснять, зачем все это нужно. Только когда лаборатория была найдена в одном из столичных НИИ, колумбийцы приоткрыли некоторые свои секреты. Оказывается, специалисты из Боготы разработали абсолютно новый способ транспортировки кокаина. Вначале его растворяют в жидкости, а когда товар приходит через границу, выпаривают обратно. При этом потери в весе и качестве наркотика минимальные.
Летом 2001 года Окампо объявил, что готов осуществить первую поставку, и попросил для ее легализации выслать в Венесуэлу запрос от какой-нибудь московской фирмы на поставку нескольких бочек с клеем. Именно в них и предполагалось спрятать кокаин. Вскоре товар поступил в Россию, но, как выяснилось, колумбийцы решили подстраховаться. В этот раз они действительно прислали только клей, для того чтобы убедиться, что бочки дойдут до адресата в целости и сохранности. Оперативники известили наркокартель о получение груза и даже возмутились, почему в нем не оказалось обещанного наркотика. С его отправкой колумбийцы тянуть не стали и вскоре прислали еще несколько бочек. Вскрыв их, сотрудники ГУБНОН наконец увидели, в чем заключались секреты боготинских химиков. Стенки у бочек были двойными, а в специальной полости оказалось залито ментоловое масло. Именно в нем колумбийцы и растворили кокаин. Причем даже рентген никакого подвоха зафиксировать не мог, высвечивая, что в бочках находится только жидкость и отсутствуют какие-либо твердые предметы или порошок.
Тут же встал вопрос о том, как извлечь кокаин из масла. Однако Окампо заявил, что проблем с этим не будет, и вскоре отправил в Москву своего специалиста Серафина Альварадо Баутисту. По прилете тот признался, что он не профессиональный химик, но метод выпаривания наркотика из жидкости освоил хорошо. Первые опыты в московской лаборатории удачными не назовешь. У колумбийца постоянно ломалась аппаратура, взрывались колбы и т.д. Все это тщательно фиксировала видеокамера, установленная оперативниками прямо в лаборатории. Промучившись больше недели, Альварадо Баутиста наконец сумел выпарить из масла 6,8 кг кокаина. При этом он обратился к милиционеру, игравшему роль подмастерья химика, с предложением разбавить наркотик мукой или крахмалом, а потом продать часть кокаина и поделить выручку. Но получил ответ, что хозяева груза люди серьезные -- за такие вещи и убить могут.
Личное знакомство
Окампо был крайне обрадован тем, что товар дошел до Москвы, но категорически отказывался прилетать в Россию. Тогда оперативники решили сыграть на слабостях колумбийца -- жадности и высоком самомнении. Ему сказали, что с ним лично хочет пообщаться «большой босс русской мафии», который никогда не станет вести переговоры с «шестерками» типа Альварадо Баутисты. Также колумбийцу пообещали сразу по прилете в Москву выплатить всю сумму за кокаин. А речь шла о 210 тыс. долл. (по 30 тыс. за килограмм). В результате Окампо купился на такие посулы и прибыл в Россию. Поначалу он вел себя очень осторожно -- отказался поселиться в гостиничном номере, приготовленном для него оперативниками, не хотел приходить в лабораторию, в разговорах не упоминал слово «кокаин». В результате милиционеры объявили Окампо, что «большой босс» готов к аудиенции. Беседа должна была состояться в номере одного из отелей, который милиционеры оборудовали прослушивающими и записывающими устройствами. Вначале Окампо отмалчивался, только наблюдая, как оперативники и Альварадо Баутиста тщательно взвешивают на специальных весах кокаин. Потом посторонних попросили удалиться из комнаты, и туда вошел человек в дорогом костюме, который был представлен колумбийцу как один из «главных боссов русской мафии». Представительный мужчина сразу распахнул перед Окампо чемоданчик, набитый долларами. Тщательно пересчитав все деньги, иностранец повеселел и начал откровенничать со своим собеседником.
Рыба в кокаине
Окампо рассказал, что он связан с несколькими семьями из боготинского наркокартеля и способен завалить Россию высококачественным кокаином, поставляя ежемесячно от 30 до 80 килограммов наркотика. Причем с транспортировкой проблем возникнуть не должно, поскольку химики из Боготы постоянно совершенствуют свое мастерство и сейчас научились растворять кокаин не только в ментоловом масле, но и в простой воде, в которой даже могут плавать рыбки. «Главное, побыстрее довезти такие аквариумы до получателя, пока рыбки не сдохли», -- отметил Окампо. Также он сообщил, что наладил контакты в США и Европе и вообще работает по всему миру. А для отмывки доходов, получаемых от продажи наркотиков в России, Окампо предложил создать официальное совместное предприятие. Закончить увлекательный рассказ колумбийцу не дала группа захвата.
Расследовал это громкое дело Следственный комитет при МВД РФ. На допросах все задержанные вели себя по-разному. Альварадо старался всячески уменьшить свою роль в этой истории. Он говорил, что всю жизнь занимался скотоводством, потом случайно научился выпаривать кокаин, однако в Москве он делал это первый раз в жизни. Окампо свою вину отрицал. По его версии, он честный бизнесмен, а в Москву прилетел, чтобы продать плантацию для выращивания сахарного тростника, за которую якобы ему и заплатили 210 тыс. долл. Подобные заявления обвиняемые вначале сделали и во время слушаний в Пресненском суде Москвы, однако в конце прошлой недели грянул скандал. На процессе адвокаты Окампо зачитали его последнее слово, в котором колумбиец говорит, что полностью не виновен. Тогда судья попросила узнать у колумбийца через переводчика, хочет ли он что-нибудь добавить. Окампо неожиданно заявил, что такие показания его просили давать защитники, а на самом деле все было по-другому. И принялся подробно рассказывать, с какими семьями из богатинского наркокартеля он общается, как осуществлялась поставка в Калининград, как потом отправлялся кокаин в Москву и т.д. Такое поведение колумбийца стало полной неожиданностью и для судьи, и для адвокатов, и для прокурора. Кстати, обвинителем на процессе выступает Дмитрий Шохин, который одновременно является обвинителем и на суде над совладельцами ЮКОСа Ходорковским и Лебедевым. А среди защитников Окампо есть адвокаты, которые представляют интересы все того же Ходорковского и одного из сотрудников службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина.
Прокурор потребовал признать всех участников кокаиновой истории виновными и приговорить Окампо к 17 годам тюрьмы, Альворадо Баутисту -- к 17 годам, Павленко -- к 13 годам, а Луиса -- к четырем годам. Приговор должен быть оглашен сегодня.
«Во время следствия и суда были допущены процессуальные нарушения, -- заявил нам адвокат Окампо Роман Карпинский. -- Окампо был предоставлен переводчик, который не в должной степени владел испанским языком, было нарушено его право на защиту. Во время личного обыска Окампо подвергся допросу и, соответственно, имел в тот момент право на адвоката, который не был предоставлен моему клиенту. Наша позиция заключалась в том, что вся эта история -- провокация, созданная российскими правоохранительными органами. Фактически преступление было создано искусственно и без участия МВД РФ не могло произойти. Данный факт может освободить Окампо от ответственности, поскольку есть прецедентное решение Европейского суда по правам человека по делу против Португалии. Там при схожих обстоятельствах агенты-провокаторы из полиции спровоцировали человека на продажу наркотика, а это было признано недопустимым нарушением. Окампо взял на суде вину на себя по личным мотивам, которые без его разрешения я не имею права огласить».
Александр ШВАРЕВ