|
|
N°138, 05 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Аэрофлот» обзавелся рейтингом
Рейтинговый центр AK&M, в мае этого года приступивший к определению индивидуальных рейтингов кредитоспособности российских предприятий, присвоил ОАО «Аэрофлот -- российские авиалинии» рейтинг А+ со стабильными перспективами. Это означает, что компания относится к классу заемщиков с высоким уровнем надежности. Риск несвоевременного выполнения ею своих обязательств незначительный, а уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне и в будущем.
Ведущий российский авиаперевозчик, чья доля на рынке по итогам 2003 года составила 25,6%, совсем немного не дотянул до высшей отметки А++ по рейтинговой шкале AK&M. Это означало бы, что риск невыполнения «Аэрофлотом» своих обязательств оценен экспертами агентства как минимальный.
Рейтинговый центр AK&M указал несколько факторов, которые послужили основанием для снижения оценки. Во-первых, это высокая степень износа воздушного парка: только десять отечественных самолетов авиакомпании были получены после 1989 года, а часть самолетов введена в эксплуатацию еще в 1970-х годах. Кроме того, c 2006 года самолеты Ту-154 попадают под действие запрета полетов в Европу в связи с тем, что уровень шума их моторов превышает установленные нормативы. Во-вторых, «Аэрофлот» в значительной степени зависим от цен на топливо, затраты на которое в 2003 году составили 20,6% от издержек. Учитывая, что рост цен во многом определяется повышением цен на нефть, можно предположить, что в дальнейшем, по крайней мере в 2004 году, рост цен на топливо продолжится. В-третьих, для компании характерна высокая подверженность валютным рискам, что делает ее зависимой от процессов курсообразования на валютном рынке внутри страны и за рубежом, а также от валютного регулирования.
Тем не менее долговые обязательства «Аэрофлота» обеспечены денежными потоками и активами компании, а также существует тенденция к сокращению объема обязательств на фоне роста активов и доходов. Показатели рентабельности и оборачиваемости компании являются одними из самых высоких в отрасли. Общая рентабельность отчетного периода составила 11,3%, а рентабельность активов -- 19,5% (в 5,1 раза выше, чем по отрасли «транспорт»). В 2003 году балансовая и чистая прибыль «Аэрофлота» увеличились по сравнению с предыдущим годом на 23,4 и 24,4% соответственно. В 2003 году «Аэрофлотом» было перевезено 5,84 млн пассажиров, что на 6,5% больше, чем в предыдущем году. Объемы перевозок грузов и почты увеличились на 4,3% и составили 114,2 тыс. т. Кроме того, повысилась эффективность использования воздушного парка. Уровни пассажирской и коммерческой загрузки в 2003 году выросли по сравнению с 2002 годом на 1 и 0,6% соответственно и составили 69,4 и 57%.
Пока агентство AK&M готовило заключение о кредитоспособности «Аэрофлота», компания на прошлой неделе объявила о значительном увеличении своей рентабельности в текущем году. Обнародованные финансовые показатели первого полугодия 2004 года по российским стандартам бухгалтерского учета свидетельствуют, что чистая прибыль «Аэрофлота» составила 3,2 млрд руб., превысив прошлогодний показатель за аналогичный период на 78%, или на 1,4 млрд рублей.
Иван ГОРДЕЕВ